В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях увеличивается количество детей с ОВЗ – разной нозологии, в том числе и детей с РАС. Согласно мнению исследователей, расстройства аутистического спектра – это широкий круг расстройств. Группа расстройств аутистического спектра чрезвычайно разнообразна, в нее входят как тяжелые нарушения развития, так и более легкие и даже пограничные расстройства.
В настоящее время образовательные дошкольные учреждения испытывают трудности оказания помощи детям с расстройством аутистического спектра. Изучая современные исследования по данному синдрому, я как педагог-психолог всегда пытаюсь разобраться и выстроить структуру работы с детьми РАС. Важно отметить, что в воспитании и обучении таких детей необходимо психолого-педагогическое сопровождение, т.е. единая совместная деятельность всех специалистов.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра включает в себя несколько этапов:
-знакомство с ребенком и семьей, изучение документации;
-проведение всестороннего обследования;
-анализ полученных результатов;
-составление индивидуального маршрута образования.
На начальном этапе специалисты проводят психолого-педагогическое обследование с целью определения индивидуальных особенностей ребенка. Понятно, что обследование аутичных детей невозможно провести привычным образом, т.к. ребенок не включается в разговор, он не выполняет инструкции, поэтому обследование детей с РАС следует начинать с изучения медицинской документации и беседы с родителями, не забывая при этом наблюдать за поведением ребенка.
Во время наблюдения обращаем внимание: на особенности поведения ребенка во время беседы с мамой; на наличие или отсутствие моторных стереотипий; на пластику ребенка (на типичные позы, ритм, плавность и координацию движений, на мимику лица); на перемещение ребенка в пространстве (передвигается по всей комнате или находится в каком-нибудь одном месте).
Многое можно узнать из беседы с мамой о раннем развитии ребенка, его поведении, привычках, навыках самообслуживания, способе его взаимодействия с близкими людьми. Важно обратить внимание на то, как ведет себя ребенок в присутствии близких ему людей:
-раздражает ли ребенка присутствие постороннего взрослого;
-пытается отвлечь маму, капризничает;
-стремиться быть рядом с мамой и вмешивается в разговор;
-спокойно сидит и терпеливо ждет.
Следует определить особенности самостоятельных занятий ребенка. Наблюдая, выясняем, что привлекает внимание ребенка – окно, карандаши, игрушки, телефон или палочки, нитки, т.е. то что он нашел в помещении. Принес ли с собой любимую игрушку или предмет? Как долго он занят своим делом? Отмечаем, напоминают его действия обычную игру или он манипулирует предметами (трясет, постукивает, вертит, обнюхивает, облизывает). Наблюдая за движениями ребенка, установливаем наличие или отсутствие моторных стереотипий (раскачивание, сосание пальца, потряхивание и взмахивание руками), определяем насколько ими увлечен. Есть ли трудности глазного контакта и насколько они выражены. Заглядывает в глаза, случайно встречается взглядом и быстро отводит его в сторону. Обращаем внимание на поведение ребенка при другом человеке, как себя проявляет (прислушивается к разговору, как реагирует и меняется ли при этом его поведение).
Определяю реакцию ребенка на физический дискомфорт, голод, боль, усталость. Как проявляются переживания дискомфорта, не перерастают ли они в ожесточенную аутостимуляцию и самоагрессию, может ли мама утешить ребенка, если да, то чем – едой, игрушкой, кружением на руках, лаской, уговорами?
Работа с детьми с РАС очень кропотливая:
Для начала устанавливается контакт с ребенком, создается для него условия, при которых ему будет комфортно и безопасно. Это длительный период и следует определить средства, с помощью которых можно привлечь внимание детей. Если удается, то обязательно поощряем ребенка.
Что относится к поощрениям?
Это могут быть пищевые добавки: еда, питье, сладкое. Как правило, на них отводиться около 20%. Пищевые добавки эффективно использовать только в том случае, если родители дома не дают им это. Выделяют и сенсорные поощрения, например массаж рук и пальцев, расчесывание волос, щекотка, прослушивание музыки, завертывание в одеяло, прыжки на батуте, раскачивание на качелях. Двигательные поощрения — это любая физическая активность: ходьба, игры с друзьями, занятия спортом. Предметные поощрения. Социальные поощрения, к ним относятся произнесение доброго слова, улыбка, выдача грамоты, рассказ про успехи знакомым. Обобщенные поощрения — стимулы, соединенные с несколькими поощрениями, например, жетоны, баллы, коллекция предметов, которые можно будет обменять на что-то или на другие виды поощрения.
Работа психолога направлена на развитие социальной коммуникации и социального взаимодействия со взрослым и сверстником. Почему так важно сотрудничать с родителями при сопровождении ребенка с РАС? Поскольку родитель для ребенка является психологически безопасным, близким, надежным взрослым и многие позитивные изменения могут быть инициированы именно ими, они должны выступать активными субъектами реализации программ помощи своим детям, при этом необходима преемственность в подходах к воспитанию и обучению, единая линия взаимодействия.
При коррекционной работе с аутичным ребенком следует соблюдать определенные рекомендации:
— разговаривать с ребенком негромким голосом, а в некоторых случаях шепотом, если ребенок возбужден;
— необходимо избегать резких движений и прямого взгляда на ребенка;
— педагог должен одеться в одежду спокойных, не ярких тонов и носить ее постоянно, это поможет ребенку привыкнуть к нему;
— если ребенок отказывается от выполнения задания, не нужно настаивать на его выполнении;
-не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами.
Таким образом, эффективность реализации программ помощи ребенку с РАС будет зависеть от слаженной работы команды специалистов по комплексному психолого-педагогическому сопровождению и родителей. При правильной организации образовательного маршрута и включенности в его реализацию всех специалистов и родителей, развитие и преодоление проблем социализации и коммуникации детей с РАС разрешается.
Зауре АРДАНОВА, педагог-психолог кабинета психолого-педагогической коррекции