Как показывает история развития общества, без эффективного государственного аппарата, основой которого являются кадры на государственной службе, невозможно построить демократическое, правовое и социальное государство.
Естественно, что главной задачей государственного строительства является профессиональная подготовка государственных служащих, ориентированная на обеспечение высокой эффективности, компетентности и безупречности работы государственных органов.
В настоящее время в Республике Казахстан, административная реформа вступает в новую стадию развития, где основные меры направляются на совершенствование процессов государственного управления и улучшение качества предоставления государственных услуг, повышение уровня профессионализма, результативности деятельности государственного аппарата.
После распада Советского Союза, в ходе преобразования всех сторон общественной жизни в постсоветский период, произошло перераспределение государственно-управленческих функций, образованы новая система и структура органов государственной власти, создана новая форма административного управления.
Указанные преобразования получили свое законодательное оформление в Конституциях Казахстана, принятых в 1993 г. и 1995 г., и в иных законодательных актах, разработанных для реализации конституционных положений.
В принципе, первый этап становления государственной службы начался с середины 80-х гг. прошлого столетия, когда в связи с проходившей в СССР перестройкой, активные члены гражданского общества заговорили о реформе государственной службы, которая уже не соответствовала переходу экономики страны на рыночные отношения, новым целям и приоритетам государственного строительства независимого Казахстана. Уже в то время шел активный поиск путей реформирования государственного управления в целом и государственной службы в частности. Коренным образом меняется образ мышления рядовых граждан, становятся более востребованными зарубежное законодательство и труды зарубежных авторов, в которых освещаются вопросы деятельности государственного аппарата и государственной службы в целом.
Поэтому, в ходе принятия первой Конституция РК непрерывно шли поиски адекватной новым условиям модели функционирования государственной службы. Поскольку теоретические разработки и решения по данным вопросам ранее осуществлялись союзным центром, поиски осуществлялись в условиях отсутствия достаточного исторического опыта построения институтов государства.
Однако, именно с момента принятия действующей Конституции Республики Казахстан начинается следующий основной этап развития законодательства о государственной службе в нашей стране.
Пунктом 4 статьи 33 новой Конституции РК было провозглашено равное право граждан Республики на доступ к государственной службе, а также оговорено, что «требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом».
На тот момент, для реализации вышеуказанных конституционных данных положений принят Указ Президента Казахстана, имеющий силу закона, «О государственной службе», который ознаменовал собой старт процессу институционализации государственной службы в Казахстане.
В данном Указе впервые были определены основные принципы государственной службы, среди которых следует выделить общедоступность, приоритет прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства.
В то же время, несмотря на ряд прогрессивных положений, вышеназванный Указ во многом носил декларативный характер и реально не обеспечивал равного доступа граждан к государственной службе.
Во второй половине 90-х годов прошлого века ярко проявлялись отрицательные черты патронажной системы, при которой отбор на государственную службу происходит из принципов личной преданности, дружеских или родственных связей.
Но, несмотря на многие отрицательные черты, проявившиеся в ходе применения данного нормативного правового акта, следует отметить, что реально была предложена система государственного развития, которая на переходном этапе заложила основы развития государственной службы как важного института государства.
По мере того, как нарастал ком проблем по процессу реформирования государственной службы как объективного, так и субъективного характера, их решение виделось в создании единого центрального органа, способного целенаправленно обеспечить кадрами госаппарат в необходимом количестве и должной квалификации.
Исходя из опыта развития передовых стран, главной целью всегда являлось формирование единой системы кадровой политики и государственной службы независимо от разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. При этом, реализация этой и других целей возможна была лишь при строгом соблюдении принципов и правил организации и функционирования государственной службы. Иными словами, такая сфера управления, как государственная служба эффективна, когда сама будет управляема.
Поэтому, для осуществления единой политики в сфере государственной службы и был образован уполномоченный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный главе государства — Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы, призванный осуществлять единую политику в сфере государственной службы.
Соответственно, с принятием Закона РК «О государственной службе» от 22 июля 1999 года и изданных на его основе подзаконных нормативных актов было ознаменован совершенно новый этап развития отечественной государственной службы.
Безусловно, что основой государственной службы является меритократия — система, основанная на личных заслугах государственного служащего, направленная на эффективное использование человеческих ресурсов на государственной службе. Принцип меритократии включает в себя следующие элементы, которые и легли в основу нового Закона: 1) обязательный конкурсный отбор при поступлении и продвижении по государственной службе; 2) правовую и социальную защищенность государственных служащих; 3) равную оплату труда за выполнение равнозначной работы; 4) поощрение государственных служащих, достигших эффективных результатов в своей деятельности; коррекцию деятельности тех, чьи результаты не в полной мере удовлетворительны, и увольнение служащих, результаты деятельности которых неудовлетворительны; 5) постоянное обучение государственных служащих в целях улучшения результатов их деятельности.
Таким образом, на сегодняшний день, результатом успешной реализации казахстанской модели государственного управления стала профессиональная государственная служба, ориентированная на результат и качественное оказание государственных услуг, соответствующая многим актуальным потребностям государственного социально – экономического развития.
Более того, подверглась совершенствованию действующая законодательная база государственной службы. Так, 23 ноября 2015 года Главой государства подписан Закон «О государственной службе Республики Казахстан», вступивший в действие 1 января 2016 года, и в который в целях модернизации и прозрачности отбора на государственную службу внесен целый ряд, позитивных на наш взгляд изменений.
Так, вновь возвращена норма о том, что квалификационные требования к административным государственным должностям корпуса «Б» утверждаются должностным лицом (органом), имеющим право назначения на государственные должности, по согласованию с уполномоченным органом или его территориальным подразделением на основе типовых квалификационных требований к административным государственным должностям.
В целях повышения профессионализма, эффективности и компетентности личного состава государственных органов теперь лица, окончившие обучение в организациях образования при Президенте Республики Казахстан в рамках государственного заказа по программам послевузовского образования с результатом обучения не ниже значения, установленного уполномоченным органом, могут занять административные государственные должности корпуса «Б» в местных исполнительных органах, аппаратах маслихатов, ревизионных комиссиях, территориальных подразделениях центральных государственных органов и их ведомств (кроме местных исполнительных органов, аппарата маслихата, ревизионной комиссии, территориальных подразделений центральных государственных органов и их ведомств в столице и ее районах) в течение одного года после окончания обучения по согласованию с уполномоченным органом или его территориальным подразделением без проведения конкурса.
Одним из важнейших критериев повышение эффективности деятельности государственных служащих является и материальное стимулирование их труда. На сегодняшний день на правительственном уровне решен вопрос выплаты бонусов административным государственным служащим, который осуществляется по результатам оценки их деятельности по итогам года, причем даже в случаях увольнения, расторжения трудовых отношений и ротации выплата бонусов административным государственным служащим осуществляется по результатам оценки их деятельности пропорционально отработанному времени.
В настоящее время проводится глобальная модернизация процедуры поступления на госслужбу. Готовится пилотная апробация (которая будет проведена в период с 1 марта по 31 декабря текущего года) по новому формату проведения отбора на государственную службу и конкурсных процедур на базе информационной системы «Е-кызмет». Данная апробация будет проводиться в самом Агентстве по делам государственной службы, акиматах Акмолинской области и г. Шымкент, министерствах торговли и интеграции, индустрии и инфраструктурного развития.
Новый формат предусматривает максимально упрощенный подход к процессу отбора на госслужбу. Граждане смогут участвовать в конкурсе круглосуточно 24/7, в любое удобное для них время на всех этапах, за исключением собеседования, которое будет проходить в заранее установленное время.
Количество нормативных правовых актов, по которым проводится тестирование, сокращено более чем в два раза, с 9 до 4. Отборочный этап конкурса включает оценку личных качеств, оценку способности кандидата работать с текстовойи цифровой информацией (SHL), написание эссе (обязательно для всех руководящих должностей), собеседование с экспертной комиссией.
Во время всех тестов и написания эссе проводится прокторинговая проверка на предмет соблюдения дисциплины кандидатом.
Система предусматривает направление 3 лучших кандидатов на этап собеседования в экспертной комиссии пилотного органа путем автоматического поэтапного исключения набравших наименьшие баллы
Новая процедура конкурса через «Е-кызмет» полностью исключает влияние «человеческого фактора». Для обезличивания и обеспечения анонимности при прохождении отбора системой кандидатам присваивается идентификационный номер.
В результате в пилотном проекте победитель конкурса определяется системой автоматически по итогам всех этапов и не зависит от решения комиссии.
В заключение хотелось бы отметить, что даже за такой сравнительно небольшой период становления отечественной государственной службы, она состоялась, как независимый институт и в настоящее время дальше совершенствуется и изменяется по мере эволюции демократического, правового, гражданского общества.
Илебаев Л.К. – Руководитель Департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Жамбылской области, председатель Совета по этике