СТАРЕЙШИНА НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ

0

Кенен Азербаев (1884–1976) – представитель устной поэзии, народный акын Казахстана (1961), певец-импровизатор и композитор, Заслуженный деятель искусств (1956), автор около 150-ти музыкально-поэтических произведений – песен, поэм, терме, толгау. Свидетель и творец двух веков, современник Абая и ученик Жамбыла. В этом году исполнилось 140 лет со дня его рождения.

Родился Кенен Азербаев в ауле Матыбулак Красногорского района (бывшая Семиреченская область), но большую часть жизни прожил в колхозе имени Кирова (ныне село Кенен) Кордайского района Жамбылской области, недалеко от Кордайского перевала. С юных лет трудился пастушонком у бая, распевал песни в степи, импровизируя и выражая в них свою беспросветную долю и потешаясь над баями и их родней. У него был громкий и красивый чистый голос.

Известный публицист и литературовед Олег Мацкевич писал: «Когда Джамбул уже был знаменитым певцом Джетысу, Кенена еще звали ласково «бала-акыном», мальчиком-поэтом. У байского пастушонка оказался красивый, серебристого тембра голос и незаурядный талант импровизатора. Его песни «Ри, қойым» (характерный окрик чабана отары) и «Бозторғай» («Песня о жаворонке») скоро стали народными.

Обращаясь к тем, кто угнетал и грабил его народ, бала-акын совсем не по-детски гневно восклицал:

Чтобы волки вас сожрали, ри, койым!

Чтоб чума пришла в кошары, ри, койым!»

Сочинял обличительно-сатирические песни против баев, феодальной эксплуатации, иронизировал и над собой в песне «Куцый Сивка» («Көкшолақ»), в которой певец потешается над своим убогим конем: «Некрасивый Сивый куцый у меня,//Ни хвоста, ни гривы нету у коня.//Девушки не смотрят, песни не поют.//А пастух смеется, на домбре звеня».

С четырнадцати лет разъезжал по казахским и кыргызским аулам, учился народному певческому искусству у Жамбыла, Балуана-Шолака, Шашубая и других мастеров-акынов. Он обладал не только красивым по тембру голосом, но и талантом импровизатора. В начале XX века на состязаниях акынов Жетысу признанный акын Жамбыл и юный Кенен получили первые призы за исполнение собственных импровизаций. В дооктябрьский период он уже был известен как поэт, певец и мелодист-композитор. Безграмотный пастушонок позже научился грамоте у жителя аула и впоследствии записывал сложенные им стихи на арабском языке.

Его творчество дооктябрьского и послеоктябрьского периодов запечатлело основные исторические события в стране, участником которых был он сам. Его песни «Шестнадцатый год», «В поход» и другие, поэмы «Али батыр», «Киргизбай», «Моя жизнь» описали героику гражданской войны, восстания 1916 года и вдохновляли воинов-сарбазов на борьбу. Акын был участником установления Советской власти в Семиречье и создал немало песен: «17 год», «Избрали в ревком», «18 год» и другие. В 1921 году его избрали председателем Кордайского аулсовета.

Среди акынов К.Азербаев советского периода считался одним из лучших лириков. Часто исполнялись песни «Колхозный напев», «Шашу», «Бозторғай», «Ой, жайлау», «Домбра» и другие, – все его песни были популярными в народе. Например, песню «Бұлбұл» («Соловей») впервые исполнила Дина Нурпеисова. Знаменитая песня «Бозторғай» («Жаворонок») сложена о самом Кенене – бедствующий молодой пастух мечтает о счастливой жизни, свободной от баев, на которых приходится работать даром. Композитор-классик Ахмет Жубанов писал: «С момента появления сочинения песню подхватили пастухи, скотники, а вскоре ее запели всюду. Она стала любимой песней всех униженных, обездоленных, оскорбленных». В его стихах много мудрости, назидательных строк: «А человек, влача в безделье век, не оставляет доброго следа», «Спутник плох – тебе от бед не уйти» и другие.

К.Азербаев прославился и как кюйши – виртуозно исполнял народные кюи, мастерски владея игрой на домбре. Ученый-литературовед Есмагамбет Исмаилов отмечал: «Очень музыкальный, прекрасно владеющий голосом, Кенен берет самые высокие и низкие ноты. В пылу исполнения, как бы подчеркивая свою виртуозность, он отрывает руку от домбры и делает жест танцовщицы, касаясь рукой уха». Известен и как жырау – исполнял эпосы «Кобланды батыр», «Кероглы», отрывки из кыргызского эпоса «Манас», сочинил поэмы «Батыры, жившие ранее» (1947), «Аңыздар сыры» (1969), также был активным участником известных айтысов.

У Жамбыла много было талантливых учеников, но среди них особенно выделялся Кенен Азербаев. Он был одним из лучших его учеников и любимым. Когда в декабре 1937 года девяностолетнего Жамбыла пригласили приехать в Тбилиси на празднование 750-летия поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», акын изъявил желание, чтобы его сопровождали сын Сатыш и любимый ученик Кенен. Позже К.Азербаев напишет поэму о Жамбыле.

Восьмидесятилетним старцем, выступая на IV съезде писателей Казахстана в марте 1959 года (председатель правления СП Габит Мусрепов, вступительное слово – Мухтара Ауэзова), в шутливой форме сказал: «Давайте, поэты, посоревнуемся: выступим перед колхозниками и посмотрим, кого из нас лучше примут?». В этих словах народного акына своеобразный намек поэтам от пера быть ближе к народу, выражая его чаяния и труд, и в то же время – уверенность в своем творческом влиянии на народ.

Когда началась Великая Отечественная война, в первые же дни в Москве была создана великая патриотическая песня «Священная война», под звуки которой уходили на фронт эшелоны с бойцами. Почти одновременно в Казахстане по республиканскому радио прозвучала песня Кенена Азербаева «БіздіңОтан жеңеді!» («Наша Родина победит!»), сложенная им в ауле у Кордайского перевала. Акын исполнял эту песню по окрестным аулам, поднимая дух народа, выезжал в составе агитбригад, вдохновляя тружеников тыла стихами и песнями – «Привет фронту», «Город Ленина защитим», «Четыре батыра» и другие.

А вот как описывала ученый-литературовед Евгения Лизунова выступление акына на вечере творчества народов СССР в Доме культуры МГУ для участников XXV Международного конгресса востоковедов в Москве (25 августа 1960 года), на котором с докладом успешно выступил Мухтар Ауэзов: «Гордо на сцену выходил прославленный казахский народный акын, семидесятишестилетний Кенен Азербаев – сказитель народных поэм, создавший многие песни и стихи. Высокий, очень стройный, молодоглазый, белобородый, в шапке, отороченной куньим мехом, в синебархатном чапане, со щегольской, нарядной, украшенной замысловатой инкрустацией домброй в руках, он вызвал своим появлением одобрительный гул всего зала. Звучным прекрасным голосом он запел о герое эпоса – легендарном батыре Кобланды. Его песня была страстна, темпераментна, могуча. Чуткие, длинные пальцы Кенена извлекали из струн домбры огневую мелодию, в которой звучала горячая любовь к родине, ее героям, ее патриотам».

Широко отметили в стране 90-летие акына (1974), торжества прошли в рамках Дней советской литературы на его родине. На торжественном собрании в президиуме находились С.Б.Ниязбеков – председатель Президиума Верховного Совета Казахской ССР, который зачитал приветственное письмо первого секретаря ЦК КП Казахстана Д.А.Кунаева; С.Н.Имашев – секретарь ЦК КП Казахстана, Г.М.Марков – первый секретарь Правления Союза писателей СССР, А.А.Аскаров – первый секретарь Алма-Атинского обкома партии, С.С.Джиенбаев – заместитель Председателя Совета Министров республики, З.Камалиденов – первый секретарь ЦК ЛКСМ Казахстана, А.Алимжанов – первый секретарь Правления Союза писателей Казахстана, Е.Рахмадиев – председатель Союза композиторов, а также ученые, деятели культуры, передовики производства. Вступительное слово произнес Х.Ш.Бектурганов – первый секретарь Жамбылского обкома партии. КененуАзербаеву был вручен второй «Орден Ленина».

С приветственными словами выступили поэты и писатели – Абдильда Тажибаев, Георгий Марков, Сапаргали Бегалин, Чингиз Айтматов, Аскар Токмагамбетов, также представители Жамбылской области: А.Назарбеков – первый секретарь Мойынкумского райкома партии, А.П.Коротков – первый секретарь Жамбылского горкома партии, А.Сандыбаев – первый секретарь Жамбылского райкома партии, А. Жунисалиев – первый секретарь Красногорского райкома партии и другие. К юбилею акына был издан сборник его стихов «Вершина Алатау».

В селе Кененв1981 годубыл открыт литературно-мемориальный музей имени Кенена Азербаева как филиал Жамбылского областного историко-краеведческого музея, позже получил статус самостоятельного музея. К 100-летию народного акына было построено новое большое здание, перед которым установлен его бюст. В нескольких залах размещены тематические разделы. Среди ценных экспонатов –домбра Кенена, серебряный пояс – подарок Жамбыла, гранитная плита с памятной надписью от знатного чабана, дважды Героя Социалистического Труда Жазылбека Куанышбаева и другие.

Творчеству акына посвятил свой труд «Песни Кенена Азербаева» (1955) музыковед и композитор Борис Ерзакович. Алтынбек Коразбаев написал песни, посвященные акыну – «Кенен ата», «Сағындым Кенен атамды» (на слова Ж.Сатибекова). Жамбылская областная филармония в Таразе носит имя Кенена Азербаева (с 2018), перед ним установлен памятник акыну.

Его считали старейшиной народной поэзии, его творчество было понятно и любимо народом, потому что он пел о народе, его истории и родном крае.

Фатима ОРАЗБЕКОВА, педагог-ветеран, член Союза журналистов Казахстана, г.Каратау

Leave A Reply

Your email address will not be published.