В жизни руководителя филиала ОО Турецкого этнокультурного центра «Ахыска» Жамбылской области Кордайского района Камилы Дургаловой были и есть, несмотря на то, что давно ушли из жизни, три великих человека. Это ее предки – дедушки. Она их называет «мои три чинара».
Чинар или как это дерево еще называют, платан, известен с глубокой древности. В Азербайджане о великодушном и щедром человеке говорят, он «тенист, как платан». То есть, щедро и бескорыстно дарит всем людям свою тень.
Древние египтяне считали его символом неба и богини Нут. Почитали это дерево и в Древней Греции. Это самое долговечное дерево. В Турции есть платан, высотой 42 метра и ему уже 2300 лет! Дерево свободолюбия, дерево-защитник, дерево-символ мужества и мудрости, любви и родовитости.
Чинары-предки похожи на свой прототип и не только потому, что долгожители. Герои ее жизни — три огромных, необъятных чинара, три дорогих сердцу человека. Это дедушки: Дургалов Мухтаз Зияевич, Дургалов Васиб Рызоевич, Дургалов Маджид Рызоевич.
Четвертое поколение Дургаловых живет, защищенное и укрытое от бед и невзгод могучим духом предков.
«Можешь помочь человеку — помоги, не можешь помочь — помолись, не умеешь молиться — подумай о человеке хорошо! И это уже будет помощь, потому что светлые мысли — это тоже оружие…» — жизненное кредо старшего дедушки Мухтаза Зияевича, ставшее теперь жизненной позицией всего клана Дургаловых.
Жизнь Мухтаза Зияевича (1910 года рождения) полна испытаний, испытаний духа, испытаний нравственной силы. Он родился в начале 19 века в Грузии в селе Млашихев Аспиндзийского района. В те времена не было ЗАГсов и дату, месяц рождения ребенка устанавливали по важным событиям. Сельчане говорили: родился сын, когда косили пшеницу, или, к примеру, когда сажают кукурузу, поспела капуста и так далее. Он родился, когда зрела пшеница, предполагаю, в сентябре.
Его отец, прадед Камилы Махамбетовны, был одним из пяти имамов, которые получили образование в Турции. По тем временам получить образование было не просто, тем более религиозное. Да еще и за рубежом. В Советском Союзе шла усиленная антирелигиозная пропаганда, и к имамам было соответствующее отношение. Эти гонения со стороны властей очень осложняли жизнь семьи. Детей притесняли, они не могли участвовать в общественной жизни, так как являлись детьми имама. Но их отец сделал все, чтобы компенсировать отсутствие общения со сверстниками, чтобы не были морально, духовной ущемлены.
…Грянула война. Она ворвалась в миллионы советских семей. Мужчины уходили на фронт. Женщины, дети, старики оставались дома, чтобы строить оборонительные рубежи, работать круглосуточно на заводах, полях и фермах, обеспечивая фронт продовольствием, обмундированием, боеприпасами. Дедушка не попал на фронт, так как был инвалидом детства. А его брат Муртаза был призван в армию, погиб на войне.
Брат деда Дургалов Васиб Рызоевич воевал на финско-русской войне, его родной брат Дургалов Маджид Рызоевич так и не попал на фронт. Когда в 1941 году объявили о мобилизации, он сразу попросился добровольцем. Не раз получал отказ, но упорно продолжал «атаковать» заявлениями военкомат. У него была «бронь», согласно которой освобождался от мобилизации. Маджид Рызоевич был внештатным работником милиции, поэтому его оставили в тылу.
Война принесла много горя в каждую семью, но не менее страшной оказалась следующая страница советской истории. Позорная, трагическая, которая унесла немало жизней, разрушила то, что оказалось не под силу нацистской Германии – отняла у тысяч и тысяч семей отчий дом, Родину.
24 февраля 1944 года вышел указ Сталина о депортации чеченцев и ингушей из Северного Кавказа. Под густой гребень НКВД попали турки-ахыска, азербайджанцы, курды, другие народы, проживающие в Грузии. Берия писал И. Сталину: «На протяжении ряда лет значительная часть этого населения, связанная с жителями приграничных районов Турции родственными связями, отношениями, проявляет эмигрантские настроения, занимается контрабандой и служит для турецких разведывательных органов источником вербовки шпионских элементов и насаждения бандитских групп». Это письмо послужило основанием для принудительного переселения народов Кавказа.
Но все оказалось наоборот: немецкое командование рассчитывало привлечь на свою сторону горские народности и поднять восстание против советской власти (объявление священной войны). Но горцы объявили «газават» против А. Гитлера, а не против советской власти.
Началась операция «Чечевица». Холодным утром 15 ноября 1944 года по приказу Сталина войска НКВД оцепили районы проживания турок- ахыска и приступили к депортации в Среднюю Азию. К вечеру 17 ноября из Грузии было отправлено 25 эшелонов с принудительными мигрантами. Эшелоны товарных вагонов с забитыми досками окнами увозили людей с их родины… В никуда…
Спецпереселенцы были лишены элементарных человеческих удобств. Было объявлено, что при переправе через Каспий недовольных и бунтовщиков выбросят в море, а «убытки» спишут на военное время… Всего было выслано 125 тыс. человек, из них 117 тыс. турок-ахыска. В пути от болезней и голода погибло 17 тыс. человек, а за первые 6 месяцев в ссылке — 37 тыс. человек, из них 17 тыс. — дети. Более половины прибыли в Узбекистан, около 29 тысяч – в Казахстан и 11 тысяч – в Киргизию.
Депортируемым народам Северного Кавказа разрешили вернуться домой только в 1957 году.
Предки К.дургаловой родом из села Млашихев, Аспиндзийского района, Грузинской ССР. Поэтому сталинские жернова прошлись и по их семьям. После долгого и мучительного пути спецпереселенцы попали в Казахстан. В Меркенском районе, селе Сыпатай батыр оказался ее дед Мухтаз Дургалов, ему в ту пору был 31 год. Он взял в жены сироту Жанят, у которой также была трагическая семейная история. Один за другим родилось четверо детей: сыновья Махамбет — мой отец и его брат Ахмед, две девочки — Зулейха и Зубейда.
Колхоз выращивал сахарную свеклу. Мухтаз Зияевич, не смотря на инвалидность, трудился на плантациях, стараясь обеспечить семью. Был в числе передовиков. В 1970 году семья переезжает в плодовинсовхоз Алмалы (с.Михайловка Курдайского района). В совхозе занимались выращиванием, экспортом и переработкой яблок, груш, сливы, винограда, клубники. Поскольку здоровье не позволяло моему дедушке трудиться наравне со всеми, он выполнял всю работу сидя: сортировал яблоки, другие фрукты, и клубнику, грузил фрукты в деревянные ящики, готовил их к транспортировке. На плечи бабушки легла вся мужская работа. Она рубила сухостой в садах, выходила на обрезку деревьев, сажала саженцы, собирала урожай… Трудилась наравне с мужчинами.
Дедушка говорил с гордостью: -Внученька, наши михайловские яблоки и клубнику в Москве едят!
Мухтаз Зияевич, был уважаемым человеком в селе. Его любили земляки за прекрасное, доброе сердце, отзывчивость, готовность прийти на помощь в трудную минуту, сдержанность и человеколюбие. Приветливый, мудрый, милосердный, делился последним куском хлеба с нуждающимся. За всю свою жизнь дедушка не обидел никого.
Дедушка и бабушка были долгожителями, ушли из жизни столетними.
Сыновья выросли такими же трудолюбивыми и добрейшими людьми. Отец Камилы Дургаловой очень похож на дедушку — такое же большое и доброе сердце. Он всю жизнь проработал в садах и еще работал на бензозаправке. Адалет – справедливость, такое имя носит ее мама. И она всем своим образом жизни его оправдывает. Родители занимались воспитанием детей, с раннего детства приучая детей к труду, терпению. Мама была воспитательницей в детском саду, а также дополнительно прирабатывала в фруктовых садах. Родители сделали все, чтобы дать достойное образование. Жизнь ее родителей – сады и дети, дом и работа.
Дядя Ахмед был трактористом, уважаемым человеком в селе. Человек, который всей душой любил младших и уважал старших. Он остался в сердце навсегда. Тети Зулейха и Зубейда до замужества трудились и помогали родителям по дому, работали сезонно в садах. У турков говорят: «Есть рот, но нет языка». Это про них. Скромные, трудолюбивые, немногословные.
Судьба второго чинара – Дургалова Васиба Рызоевича (1917 года рождения) – судьба турецкого народа. Во время депортации попал в Киргизскую ССР, Чуйскую область, Кеменский район на станцию Быстровка. В течение двух недель люди находились на этой маленькой станции в степи, пока не приехали за ними на бричках из села Михайловки (Казахстан). Так оба брата по счастливому стечению обстоятельств оказались в одном селе. В Михайловке местные жители — казахи, русские — приютили переселенцев, поделились куском лепешки, протянули руку помощи. За что им низкий поклон и большое спасибо! Предки завещали детям помнить доброту и милосердие этих людей, сохранить в сердцах благодарность за их бескорыстие и человечность.
Через некоторое время несколько семей переселенцев переехало в село Степное. Там занимались выращиванием конопли, которая использовалась для военных целей во время войны. В 1956 году Васиб Рызоевич вернулся в село Михайловку, работал мастером, бригадиром. Его бригада занималась посадкой плодовых культур – яблонь, груш, слив, виноградников. Он ездил в Меркенский район в плодопитомник, привозил оттуда саженцы.
Одно время работал завхозом в сельской больнице. В 1977 г. занимался поставками фруктов и ягод на Алматинский консервный завод. Васиб Рызоевич до самой пенсии был связан с садоводством. Он очень любил уют, был во всем аккуратным, в доме всегда у него был идеальный порядок. К тому же дедушка был творческим, талантливым человеком, писал стихи. Потомкам осталась на память рукописная книга его стихов. В 1993 году его не стало. Образцовый муж, строгий отец, мудрый дед.
Три сына унаследовали его характер. Их отличало большое трудолюбие, ответственность, доброжелательное отношение к людям. Старший сын – Афис, порядочный во всем, долгое время работал шофёром в совхозе, средний –Дургал, активист, тоже был водителем, даже находясь на пенсии, младший –Азиз, трудоголик, работал бригадиром, потом возглавлял крестьянское хозяйство. Пошел по стопам отца. Все трое
ТРИ ЧИНАРА
Prev Post
Next Post