Ассамблея народа Казахстана Жамбылской области с принятием Закона «О медиации» взяла на себя миссию по продвижению института медиации. В коммунальном госучреждении «Қоғамдық келісім» управления внутренней политики акимата области одним из первых по республике был открыт кабинет медиации.
Здесь установлен телефон доверия, работает общественная приемная, и на 25 площадках проводится разъяснительная работа по оказанию практической и медиативной помощи населению.
В прошлом году и за пять месяцев текущего года к медиаторам АНК области обратились 1368 граждан, разрешились 857 конфликтов и спорных ситуаций, в том числе 247 семейно-бытовых, 34 школьных, 149 уголовных, 389 гражданских, 38 трудовых.
Результаты проводимой кабинетом медиации работы по разъяснению примирительных процедур показывают, что в сравнении с прошлым годом в текущем периоде на 4,8 процента выросло количество обращений в кабинеты медиации. Это говорит и о большей осведомленности граждан, а также о росте популярности института медиации в регионе.
Немаловажную роль сыграли практика проведения «дней открытых дверей», работа общественных приемных в местах массового посещения граждан и приемной областного филиала партии «AMANAT». Опыт оказания правовой помощи на таких площадках убеждает, что после грамотных консультаций граждане разрешают свои споры с выгодой как для себя самих, так и оппонентов.
Активно применяются примирительные процедуры и в судах, где уладить спор помогают судьи-примирители. В свою очередь и представители советов биев тоже содействуют мирному урегулированию споров. Стремясь к сотрудничеству и достижению взаимовыгодного результата, стороны избегают эскалации конфликта и заодно могут отстоять свои права и интересы.
Одной из сфер применения медиации является медиация в сфере образования, которая обеспечивает не только защиту прав детей, но и создает условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов. Для этого в образовательных организациях кабинет медиации АНК Жамбылской области проводит консультативно-методические встречи, лекции, беседы, учебные занятия, семинары-тренинги, обучая применению медиативного подхода среди учителей и учащихся. Такое обучение способствует воспитанию личности и ребенка, и взрослого.
Так, на круглом столе 26 мая прошлого года медиаторы АНК совместно с представителями отделов образования, директорами общеобразовательных школ, заместителями директоров по правовому воспитанию, методистами разработали и внесли предложения по внедрению медиации в образовательную систему. Вниманию участников встречи предложены положение и методическое пособие о службе школьной медиации Гайни Кошекбаевой, медиатора АНК.
В средних школах области открыты кабинеты «Школьная медиация». На встрече со школьными медиаторами в апреле текущего года обсуждены вопросы дальнейшего совершенствования работы кабинетов медиации в образовании, а также организации и проведения конкурса «Лучший кабинет медиации школ и колледжей». Практика показала, что в школах, где выбран алгоритм решения проблем, возникающих в спорах, количество конфликтных ситуаций стало намного меньше. Ведь там имеются обученные сотрудники, которые стали проводниками в урегулировании конфликтов.
Для выработки стратегии разрешения конфликтов и методов их профилактики в образовательной среде ежегодно проводятся областные семинары «Пути продвижения медиаторской службы в сфере образования». Докладчики затрагивают темы оказания помощи участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтов на основе принципов медиативного подхода, предупреждения агрессивных и асоциальных проявлений, преступности среди несовершеннолетних, а также воспитания культуры конструктивного поведения в конфликте. Участники семинаров обсуждают тенденции развития медиации в сфере образования, профилактическую работу в семьях и школьной службе медиации.
Значительна роль медиации в работе с детьми и подростками. Ее необходимо использовать для разрешения острых ситуаций в воспитательно-образовательной сфере. Регулярно проводятся консультативно-методические встречи с целью повышения правовой культуры и снижения конфликтности в школьной среде. На них школьники и студенты знакомятся с основами медиации и ее применением в решении конфликтов. В ходе встречи участники задают интересующие их вопросы медиаторам и получают на них исчерпывающие ответы и консультации.
В прошлом году впервые состоялся областной конкурс «Лучший школьный медиатор», где медиаторы АНК вошли в состав конкурсной комиссии. Хочется отметить знания и замечательные выступления участников в области медиации. Первое место не только по области, но и в республике занял Кайсар Аманжанұлы, ученик 11-го класса школы-гимназии 8 имени Толе би города Тараз. Школа — это мини-социум, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут делать это в обществе в более старшем возрасте.
В связи с ростом межэтнического напряжения и конфликтов в Казахстане появилась необходимость интеграции медиации АНК и переформатированию ее в этномедиацию. Медиация в полиэтничной среде, какую представляет население нашего региона, имеет ряд особенностей. Любой бытовой конфликт, может быть окрашен в этнические тона и в действие могут вступить множество заинтересованных в нем, так называемых, «посредников». Учитывая особенности нашего региона, межэтническая ситуация постоянно держится в фокусе нашего контроля.
В рамках реализации поручений Главы государства с 6 по 8 апреля 2022 года КГУ «Қоғамдық келісім» организовал семинар-тренинг «Алгоритм реагирования на кризисные и конфликтные ситуации», главной задачей которого было разъяснение государственной политики в сфере межэтнических отношений. В нем участвовали сотрудники государственных и правоохранительных органов, а также управления образования, директора школ Тараза и районов области. Участники семинара прошли обучение по профилактике конфликтных ситуаций в межэтнической среде и гармонизации межнациональных отношений.
С 28 февраля по 4 марта прошлого года прошли курсы этномедиации и профессиональных переговорщиков в сфере межэтнических отношений.
Сотрудники правоохранительных органов, представители системы образования, руководители этнокультурных объединений и медиаторы Кордайского, Шуского, Меркенского, Байзакского и Жамбылского районов получили навыки урегулирования конфликтов, ведения переговорного процесса с учетом психологических особенностей личности. Полученные ими базовые знания в случае возникновения социальных конфликтов будут использоваться для их разрешения. В текущем году эта работа нашла свое продолжение.
В целях расширения сферы действия примирительных процедур и механизмов внесудебного урегулирования споров и их реализации КГУ «Қоғамдық келісім» предлагает продолжить совершенствование медиативных компетенций психологов, заведующих по воспитательной работе в общеобразовательных школах области. Грамотный подход к делу медиаторов будет способствовать снижению межэтнических конфликтов в сфере образования. Поэтому так важно рассмотреть возможности внедрения тренингов, спецкурсов по медиации в средних и высших учебных заведениях; активизировать работу с судами, прокуратурой, департаментом внутренних дел, управлениями образования, здравоохранения, союзами адвокатов, судей, нотариальной палатой, вузами, центрами медиации, этнокультурными объединениями. Общественные медиаторы Жамбылской области могут проводить семинары и курсы по преимуществам медиации отдельных категорий гражданских дел на постоянной основе.
Медиация — это путь к согласию! Служба медиации региональной ассамблеи народа Казахстана определенно вносит заметный вклад в укрепление общественного согласия и общенационального единства и стремится расширить поле своей деятельности.
Мубарак ЖИНАКБАЕВА,
руководитель КГУ «Қоғамдық келісім»
УВП акимата области