В Казахстане растет интерес к духовным знаниям, и эту тенденцию нужно направлять на развитие нашего общества и сохранение межконфессионального согласия, рассказал в интервью председатель ДУМК, Верховный муфтий Наурызбай Таганулы.
– Досточтимый муфтий, как вы расцениваете религиозную ситуацию в Казахстане?
– На сегодняшний день религиозная ситуация в нашей стране стабильная, у нас проживают в мире и согласии представители более ста национальностей и 18 конфессий, среди которых более 70 процентов составляют мусульмане суннитского толка ханафитского мазхаба (школы). Хотелось бы отметить, что в последние годы в Казахстане заметно растет интерес людей к духовным знаниям, и это тенденцию целесообразно направлять для дальнейшего развития нашего общества и сохранения межконфессионального согласия. Как известно, мусульмане нашей страны придерживаются ханафитского мазхаба традиционного ислама, но, к сожалению, у нас также есть молодые люди, которые исповедуют нетрадиционное направление ислама и выбирают ошибочные пути. С такими ребятами необходимо серьезно работать, разъяснять им причины их заблуждений и направлять на правильный путь. В этом отношении Духовное управление мусульман Казахстана постоянно ведет работу, нацеленную на пропаганду истинных духовных ценностей. Следует признать, что за годы независимости нам удалось выстроить оптимальную модель государственно-конфессиональных отношений, и в этом большая заслуга как всего многонационального народа Казахстана, так и руководства страны. Думаем, опыт Казахстана в выстраивании отношений государства, общества и религии действительно позитивен и интересен для многих стран мира. Вместе с тем нужно сказать, что приоритетным направлением в деятельности ДУМК являются обеспечение религиозной стабильности и укрепление дружбы народов. В этой плоскости перед муфтиятом стоит задача способствовать сохранению традиционного ислама и противодействовать деструктивным псевдорелигиозным течениям и распространению радикальной идеологии.
– Сказать легко, но как это сделать?
– Для этого в религиозной сфере необходимо на постоянной основе вести продуманную комплексную эффективную работу. Отмечу, у нас сильная мусульманская школа, заложенная нашими предками и такими выдающимися мусульманскими учеными, как ас-Сыгнаки, аль-Фараби, аль-Исфиджаби, ат-Тарази, аль-Иткани. При Духовном управлении мусульман Казахстана создан Экспертный совет, куда входят современные известные исламоведы, теологи, ученые, имамы, обладающие глубокими религиозными и духовными знаниями, окончившие такие авторитетные мусульманские университеты и академии, как аль-Азхар и Хасеки. Наши религиозные эксперты активно и результативно работают над формированием в стране традиционной мусульманской религиозной школы, укреплением стабильной религиозной ситуации, пропагандой национальных ценностей и культуры. Также в этой работе задействован Исламский институт повышения квалификации имамов в Алматы. Казалось бы, какое он имеет отношение к обсуждаемым нами вопросам. Прямое. Грамотные и образованные имамы – требование времени. Просвещая мусульманское общество, они ведут их к правильному пониманию основных приоритетов нашей религии. Поэтому перед нами стоит цель укрепить институт имамов, чтобы они могли воспитывать людей высокой духовности и религиозной культуры. При Духовном управлении мусульман Казахстана создан совет аксакалов. Нам следует возродить древний институт аксакалов и школу старших женщин, которые существовали испокон века в казахском обществе. Для реализации этой инициативы нами организован ряд мероприятий. В частности, создан институт аксакалов, проведен республиканский форум аксакалов, на очереди – проведение форума старших женщин, где речь будет идти об их роли в обществе. Надеюсь, эти события окажут положительное влияние на общество. Мы уверены, что наши старейшины придадут новый импульс работе ДУМК в плане обратной связи с общественностью.
–То есть верующие могут не только молиться, но и вносить свой вклад в сохранение мира, единства и процветание в нашей стране?
– Одно от другого неотделимо, оно все взаимосвязано. Ислам – религия единства и солидарности. По этой теме в этом году мы провели религиозную научно-практическую конференцию. Главной задачей было показать религиозным служителям их ответственность перед обществом за укрепление единства мусульманской общины, нераспространение ложных религиозных лозунгов и их призывов. Поэтому мы всегда должны призывать людей к единству и добру. Единство и мир – это благословение от Всевышнего, и мы должны ценить и беречь это через просвещение общества, через воспитание молодых казахстанцев – патриотичных, трудолюбивых, целеустремленных, созидающих, а также через укрепление семейных ценностей.
– Обеспечение региональной безопасности, в том числе в религиозной сфере, зависит не только от политики внутри страны, но в большой степени и от международного сотрудничества и поддержки. Какая работа в этом плане ведется муфтиятом?
– У нас хорошие духовные связи налажены со многими странами мира, особенно с тюркоязычными, даже есть свой рабочий орган, который называется «Коллегии муфтиев тюркоязычных государств». Не так давно прошло заседание коллегии, в котором приняли участие духовные лидеры Турции, Азербайджана, Узбекистана и Кыргызстана. На встрече были обсуждены вопросы не только духовности, но и популяризации исторического, духовного и культурного наследия нашего предка Ахмеда Ясави и всего тюркского мира, а также перспективы совместных проектов в сфере религиозного просвещения, укрепления солидарности мусульманского общества в борьбе против глобальных вызовов и угроз, предотвращения пропаганды деструктивных религиозных течений. Кроме того, в Туркестане прошла Международная научно-практическая конференция «Вклад тюркских народов в развитие исламской цивилизации», на которой казахстанская сторона выдвинула ряд инициатив. Первое – мы должны приложить все усилия для урегулирования и улучшения религиозно-духовного сотрудничества между мусульманскими странами. Второе – необходимо избегать любых разногласий и розни – расовых, религиозных, этнических и противодействовать различным политическим и идеологическим провокациям в этом плане. Третье – необходимо создать условия для реализации научных и духовных потребностей. Это могут быть совместные научные и духовные центры или обмен опытом ученых, имамов, преподавателей и студентов, обмен литературой, перевод фундаментальных религиозных исследований, участие в научных исследованиях мусульманского наследия, проведение совместных обучающих семинаров, конференций, симпозиумов. Вместе с этим нужно проводить совместные религиозные, национальные и традиционные праздники, юбилеи видных религиозных, национальных деятелей, ученых и писателей мусульманского мира. Четвертое – проводить совместные мероприятия по развитию исламского туризма. ДУМК, к примеру, уже начало содействовать развитию внутреннего туризма и с этой целью запустило проект «Darhan Dala», предусматривающий туры по историко-культурным и сакральным местам, формирование культуры паломничества.
– Некоторая часть казахстанской молодежи в поисках духовных знаний и практик стремится уехать в зарубежные страны. Почему?
– Действительно, в начале независимости нашей страны молодые люди искали знания в зарубежных религиозных учебных заведениях. Но в последующем в Казахстане при поддержке государства открылся Исламский университет «Нур-Мубарак», где преподают квалифицированные грамотные специалисты из каирского университета «Аль-Азхар», имеющего высокий статус в исламском мире. Нам необходимо поощрять и мотивировать молодежь на получение религиозного образования в Казахстане. Поэтому мы намерены принять концепцию непрерывного образования, с помощью которой, надеемся, удастся совершенствовать учебную программу наших медресе-колледжей. Все это говорит о нашей самодостаточности в сфере религиозного образования. На сегодня у нас 12 докторов наук, 201 магистрант и 1554 бакалавра, имеющих высшее религиозное образование. В прошлом году университет «Нур-Мубарак» и 9 медресе-колледжей завершили обучение 606 студентов. Думаю, это хороший результат. Кроме того, сейчас разрабатывается комплексная программа по привлечению молодых специалистов к религиозной деятельности в селе. Мы будем поэтапно обустраивать на работу молодых людей, получивших религиозное образование, для этого у нас имеется хороший потенциал.
–Уважаемый муфтий, можно спросить вас о религиозных обрядах мусульманских похорон? Порой на похороны казахи тратят денег не меньше, чем на свадьбу. Как вы на это смотрите?
–Это неправильно, так не следует делать. По этому поводу мы на форуме имамов специально приняли такие документы, как «Культура посещения кладбища», «Культура поминальных мероприятий», основная цель которых – создать соответствующий шариату этикет и культуру организации поминальных мероприятий, посещения кладбищ и могил. К сожалению, иногда некоторые люди действительно тратят много денег на похороны и поминки, и делают то, чего не требует шариат. В качестве альтернативного решения этой проблемы недавно мы во всех областных центральных мечетях открыли центры религиозно-ритуальных услуг, которые оказывают максимальную помощь скорбящим. Здесь предусмотрены все необходимые условия для мусульманского захоронения. Богословы ислама и имамы всегда призывают людей избегать расточительства при проведении поминальных трапез. Эту инициативу также поддерживают представители общественности и интеллигенция нашей страны.
–Что вы можете сказать о культуре проведения таких торжественных мероприятий, как свадьба или той?
–К сожалению, мы видим, что сейчас у людей сильно меняются культурные ценности, что отражается и на проведении таких торжественных мероприятий. Многие стали забывать достойные традиции и культуру своего народа. Взамен приходят какие-то непонятные, лишенные духовности и истинной красоты «новшества», которые не находят поддержки со стороны представителей традиционных религий и старшего поколения. Поэтому мы совместными усилиями должны доводить до молодых людей непреходящие ценности, культуру, добрые обычаи и традиции нашего народа.
www.kazislam.kz