Существует предание, что акын Жамбыл Жабаев совершил намаз в Кремле. Одному Богу известно о правдивости этого предания, но, правда в том, что Жамбыл очень бережно относился к пятикратному намазу.
БЫЛ ПРЕДАННЫМ НАМАЗУ
Алимкул Жамбылов, внук Жамбыла, сын среднего сына по имени Токкулы, рассказал в интервью Нагашибеку Капалбекулы: «Правда, что Господь дарует благо кому пожелает. Мне иногда приходит такая мысль, если бы Жамбыл был человеком, ослушавшимся Бога, то маловероятно, чтобы он добился такой репутации, даже имея такие глубокие познания. Абая и Жамбыла, которые испили чашу знания из каждого аята Корана, и вобрали в себя мудрость, теперь называют умами народа, великанами казахской поэзии. И это справедливо. Ведь Жамбыл изучал множество религиозных притч, исламских историй, и рассказывал нам, когда мы оставались с ним наедине. А иначе, посмотрите, смог бы он знать наизусть все восточные поэмы, с таким богатым воображением читать поэтические строки? Если бы Сам Аллах не пожелал этого, как человек мог бы, в возрасте восьмидесяти лет, достичь такой славы? Сколько поэтов и жырау, отличавшихся выдающимся талантом, было в казахском народе в те времена? Почему среди всех них свет Божьего милосердия пролился именно на Жамбыла? И только сейчас, перешагнув девяностолетний рубеж, я понял, что секрет этого заключался в том, что «он был предан ежедневному пятикратному намазу» (Нагашыбек Капалбекулы, «Сборник сочинений», том 3, Алматы, 2020).
В этом интервью Алимкул Жамбылов отмечает, что его дед Жамбыл научил его совершать намаз.
«С малых лет я брал молитвенный коврик моего деда и вставал рядом с ним, когда он молился. Во время намаза он читал молитву с особой искренностью и преданностью. Он был лучезарным, сияющим, светлой душой человеком», — сказал внук Жамбыла.
БЫЛ СТРОГ В ВЫПОЛНЕНИИ МУСУЛЬМАНСКИХ ОБРЯДОВ
В прошлом году «Ана тілі» опубликовала статью Абдыкадыра Кари Иминова, имама мечети «Сат» в Каргалы, под названием «Алыптың имамы». В этой заметке Абдыкадыр Иминов многое рассказал о религиозной позиции Жамбыла.
По его словам, Абдыкадыр родился в 1917 году в Кашгаре в династии ходжа. Он окончил медресе, изучал Коран, выучил арабский и персидский языки. В 1931 году, когда уйгуры восстали против китайских оккупантов, 17-летний Абдыкадыр оказался среди защитников города. Позже, когда пал Кашгар и начались массовые казни, Абдыкадыр оказался в числе приговоренных к смертной казни. Однако по воле Аллаха он выжил, и, пройдя огонь и воду, дошел до Алматы в 1935 году.
«В то время по всей стране свирепствовал атеизм, и почти все мечети были закрыты. Куда бы я ни пошел, я читал Коран и открыто совершал намаз. Думаю, это спасло мне жизнь. Благодаря этой религиозности я познакомился с Жамбылом, завел новых друзей, встретил единомышленников» (Абдыкадыр Иминов, газета««Ана тілі»», №8, 2020).
Позже он устроился строителем в Каскелене. Один из его начальников оказался родственником Жамбыла, и в его доме Абдыкадыр познакомился с поэтом. Узнав, что он религиозный человек, Жамбыл пригласил его к себе домой, чтобы получше узнать его.
Абдыкадыр Иминов рассказал об этой встрече: «… Нас объединяла вера в Могущество Бога, особое чувство надежды на Его Милосердие. В те времена открыто молились только те люди, которые не сомневались в истинности Ислама. Жакен хорошо читал Коран, когда он прочитал первую суру Священной Книги, его глаза засветились, и казалось он даже помолодел». Эта первая встреча сблизила их.
Он добавил: «… Известно, что поэт вырос в религиозной семье. Его старший брат Тайты дважды совершил хадж. Сам Жамбыл всю жизнь молился и строго исполнял мусульманские обряды. Он любил слушать, как я читаю Коран. Он мог слушать мое чтение по несколько часов. Я переводил и объяснял многие суры на казахском языке. Он внимательно слушал о сунне, рассказы о жизни Пророка и уделял пристальное внимание хадисам».
Таким образом, благодаря Жамбылу, Абдыкадыр прославился среди народа, как «мулла Жамбыла». Сам поэт стал причиной женитьбы Абдыкадыра. Его женили на девушке по имени Гульджахан дочери Шарипа из Узынагаша. Сам Жамбыл провел обряд никяха.
СТАЛ ПРИЧИНОЙ ОТКРЫТИЯ МЕЧЕТИ
В начале сталинских репрессий в конце 1930-х годов началось преследование религиозных людей. Между тем, сотрудники НКВД арестовали Абдыкадыра и конфисковали все его книги, от Корана до книг, изданных в Казани. Узнав об этом, Жамбыл сразу же обратился в НКВД, забрал жалобу на Абдыкадыра, разорвал ее на части и забрал муллу. Какое проявление мужества!
С началом Второй мировой войны отношение правительства к религии стало лояльнее. Множество мечетей были закрыты во время запрета на религию. Одной из них была мечеть, построенная Сат в Каргалы, впоследствии ставшая школой. Зная, что это бывшая мечеть, Жамбыл воспользовался сталинским временем, для проповедования религии.
«В 1943-1944 годах, когда Сталин начал давать смягчение религии, Жамбыл поехал в Алматы и встретился с Жумабаем Шаяхметовым. В последствии этой встречи была открыта мечеть. По прямому предложению Жакена я начал работать первым имамом этой мечети. На тот момент это было первое официально зарегистрированное религиозное сообщество в Казахстане. После нас были зарегистрированы мечети в Алматы и Семипалатинске. Сам Жамбыл принял участие в церемонии открытия. После этого он часто приходил на пятничную молитву. Стоит отметить, что без моего деда Жамбыла этой мечети в Каргалы не было бы. В те годы в Казахстане было всего 7-8 мечетей», — сказал Абдыкадыр Иминов.
Из этой истории Абдыкадыра мы видим, что Жамбыл не только молился, но и внес вклад в открытие мечетей при жизни Сталина, в частности в Каргалы.
ТАЙНЫЕ ПОХОРОНЫ ПОЭТА
Во время войны Жамбыл потерял сына Алгадая, а еще один сын Изтлеу пропал на фронте. Убитый горем поэт пал духом.
«Но это были лишь внешние стороны жизни поэта. В своем внутреннем мире он полностью обратил свое внимание на религию. Он продолжал молиться Аллаху. Он думал о вечности, жизни и смерти.
«Иногда делился воспоминаниями своего детства», — говорится в записях Абдыкадыра.
Болезнь Жамбыла обострилась, 22 июня 1945 года он скончался. Шарип кажы и Абдыкадыр Кари по его просьбе тайно совершили похоронную молитву.
«После погребения первым у могилы Коран прочитал Шарип Кажы, вторым прочитал я. Тысячи людей пришли провожать поэта в последний путь. В то время мы все четко понимали, что мы навсегда похоронили самого святого человека, ставшего гордостью и славой Казахстана», — подытожил Абдыкадыр Иминов.
Алимкул Жамбылов также подтверждает в этом интервью, что похороны Жамбыла организовали главный кази Алматы Шарип кажы (совершивший паломничество с разрешения Сталина) и Абдыкадыр Кари.
«Жамбыл при жизни пришел к Жумабаю Шаяхметову и сказал: «Послушай, я человек, который не пропускает намазы. Мой брат Тайты дважды совершил паломничество. Так что, похорони меня в моем саду, после смерти. Обещай мне. В противном случае я сам передам Сталину свою просьбу».
Жумабай исполнил это желание. Главный кази Алматы Шарип Кажы и имам Каргалинской мечети Абдыкадыр Иминов похоронили поэта втайне от народа и коммунистов. На похоронах участвовали Сабит Муканов, Калмакан Абдыкадыров, Гали Орманов. Я был свидетелем этого», — сказал Алимкул Жамбылов.
Жамбыл Жабаев, который посвятил всю свою жизнь Исламу, постился и молился до конца своих дней, отправился в последний путь по мусульманскому обряду. Да смилуется Аллах над душой Жамбыла!
Серикбол ХАСАН.
(Фото из личной коллекции автора).
На русский язык перевела
Мадина МУХАМЕДИЯРОВА