Интервью с вице-президентом Федерации шахмат Казахстана Дарменом Садвакасовым
Казахстан в последние годы переживает шахматный бум. Чуть ли не каждый месяц выходят новости о том, что наши талантливые шахматисты выигрывают крупные международные турниры. У всех на слуху Жансая Абдумалик, Динара Садуакасова, Бибисара Асаубаева, Алуа Нурманова. В Казахстан стали чаще прилетать мировые звёзды. В этом году в Астане проходил чемпионат мира по шахматам.
Как за короткий период мы смогли добиться таких результатов? В чём секрет нашей сборной? Нужно ли массово внедрять шахматы в школах? И насколько популярен и престижен этот вид спорта в мире? Об этом в интервью Informburo.kz рассказал Дармен Садвакасов, первый вице-президент Федерации шахмат Казахстана, вице-президент Азиатской федерации шахмат, международный гроссмейстер, чемпион мира среди юниоров.
– Казахстан, похоже, сделал ставку на шахматы как на один из основных видов спорта. Как вы полагаете, почему власти сейчас уделяют шахматам такое внимание?
– При поддержке главы государства шахматы в Казахстане признаны приоритетным видом спорта. В основе этого лежат спортивные результаты, которые наши шахматисты показывали на протяжении последних 15 лет.
На сегодня казахстанские женщины по праву считаются одной из лучших сборных мира. Наша детско-юношеская сборная постоянно выигрывает медали на различных чемпионатах. Мужская сборная пока что зреет, чтобы быть по-настоящему конкурентоспособной. Тем не менее на последней олимпиаде она попала в топ-20 лучших на планете из 170 команд мира. Все эти достижения заложили понимание, что шахматы в Казахстане успешны и есть, куда ещё стремиться.
В июне 2022 года в Акорде мы встречались с президентом Касым-Жомартом Токаевым. Он поручил подготовить Комплексный план развития шахмат. В этом месяце его утвердили постановлением правительства. Это очень сильно выделяет шахматы среди всех остальных видов спорта и задает импульс для дальнейшего развития.
При этом шахматы находятся на стыке спорта и образования, их поддержка относительно недорогая, но очень эффективная с точки зрения интеллектуального развития детей.
– Как раз об образовании. В школах Казахстана планируют преподавать шахматы как факультатив. В каких и в скольких школах будет запущен пилотный проект?
– Надеемся, запустить проект уже этой осенью. Мы отобрали 35 городских и сельских школ из семи регионов и городов страны, в которых в качестве пилота будут преподавать шахматы уже с первого класса как вариативный (факультативный) предмет.
Это школы трёх городов-миллионников – Астаны, Алматы и Шымкента, а также четырёх регионов, в которых шахматы были исторически популярны, – Карагандинской, Павлодарской, Кызылординской и Западно-Казахстанской областей. Безусловно, для нас важно, чтобы сельские школы были охвачены проектом.
Мы разработали две образовательные программы: одна – для школьников начальных классов, вторая – для учителей. В августе совместно с Министерством просвещения запущена программу повышения квалификации преподавателей. Подготовили для них учебно-методические пособия и цифровые инструменты.
Главный барьер, который перед нами встал, – это отсутствие подготовленных педагогов. В этом вопросе принято решение делать упор не на учителей физкультуры, а на учителей начальных классов, математики и естественных наук, которые по своей специализации ближе к преподаванию шахмат.
– Вы сказали, что шахматы будут преподавать с первого класса. Но почему с первого? Не правильно ли обучать шахматам средние классы?
– Шахматы развивают большое количество интеллектуальных способностей, таких как логическое и креативное мышление, концентрация внимания и память. Научно доказано, что большая часть интеллектуальных способностей формируется именно в период с шести до девяти лет.
Если пропустить этот период и начать работать уже со старшими детьми, то изменить их мышление будет крайне сложно. Дорога ложка к обеду, поэтому мы хотим охватить именно начальные классы.
– Возможно ли, что в будущем шахматы будут изучать все казахстанские школьники?
– Такой задачи мы не ставим. Максимальный охват, который предполагает комплексный план развития шахмат, – это 20% всех школьников начальных классов в течение пяти лет.
Мы понимаем, нагрузка на детей сейчас очень высокая, и дополнительный предмет в виде шахмат будет вызывать у многих ещё больше напряжения. Но в качестве вариативного предмета есть пару часов в учебных планах, которые мы можем занять.
– Как будут проходить занятия по шахматам у школьников?
– Шахматное занятие состоит из теоретической и практической частей. В теоретической – детей будут учить правилам игры: как ходят фигуры, к чему стремятся, как ставить мат. Детей постарше – какие есть тактические комбинации, стратегические приоритеты в дебюте, что такое позиционная основа. Они также будут изучать творчество великих чемпионов. Это игровой вид спорта, поэтому он формирует навыки незаметно, не напрягая ребёнка.
– А как другие страны относятся к шахматам? В каких государствах этот предмет преподают в школе? Где он факультатив, а где обязателен?
– В апреле мы провели в Астане международную конференцию, на которую приехали эксперты из-за рубежа. Они поделились своим опытом внедрения шахмат в образовательную систему. Так, в Грузии и Армении шахматы преподают в качестве обязательного предмета. В Испании, США, Израиле, Венгрии и многих других странах шахматы преподают как элективный предмет.
– Сейчас обучение шахматам проходит в частных образовательных центрах. А есть ли у федерации планы по созданию в городах единых центров шахмат?
– Да, в планах – создание двух больших центров шахмат в Астане и в Шымкенте. На обсуждении – план по открытию в городах шахматных клубов при многоквартирных жилых комплексах.
Сейчас мы видим активное развитие шахмат через частные шахматные школы, в том числе благодаря программе ArtSport, которая создала высокий спрос на шахматы. Мы надеемся, что частная инициатива сохранит своё преобладание, но и государство не останется в стороне.
– Есть мнение, что профессиональные шахматы умирают, потому что искусственный интеллект обошёл человека в этой игре. Поэтому последний чемпион мира, имя которого было известно практически каждому, – это Гарри Каспаров. Современные же звёзды далеко не так известны. Какова ваша точка зрения по этому вопросу?
– Я не согласен с этим. Мы видим рост популярности шахмат во всём мире, в том числе и среди детей. На глобальной платформе chess.com наблюдается рекордное количество пользователей – больше 120 млн игроков по всему миру, на второй по популярности платформе lichess.org – более 40 млн пользователей.
Ежедневно в интернете играют более 30 млн партий. Популярность шахмат беспрецедентная.
Конечно, Гарри Каспаров был великим чемпионом. Но и после него были известные чемпионы – россиянин Владимир Крамник, индиец Вишванатан Ананд. За Виши Ананда болеет более миллиарда человек. Из ныне активно играющих великих чемпионов – Магнус Карлсен. Он отказался защищать титул, который в итоге был разыгран между Яном Непомнящим и Дином Лижэнем. Шахматная корона досталась китайцу.
Но всё равно Карлсен остаётся номером один в рейтинге и сильнейшим игроком в мире. Он очень популярен, проводит встречи на самых разных уровнях: вспомните, его партии с Биллом Гейтсом, Марком Цукербергом. Он открывает матчи футбольного клуба «Реал-Мадрид», появляется на телевидении. Это всё привлекает к шахматам внимание и спонсоров. Его участие в чемпионате мира по рапиду и блицу в Алматы вызвало настоящий ажиотаж у казахстанских поклонников шахмат.
Вы правы, компьютер сейчас играет сильнее человека, но уже давно не стоит вопрос соревнования с компьютером, как и не стоит вопрос бега наперегонки с автомобилями на «Формуле-1».
Шахматы как спорт остаются и, думаю, будут жить ещё долго. Несмотря на то что знания распространяются быстро, в игре всегда присутствует много человеческого фактора – насколько люди готовы рисковать, насколько они принимают решения, базирующиеся на знаниях и интуиции, на счёте и чувстве позиции.
– Считается, что Китай – сильнейшая сборная на данный момент. Что они для этого предприняли?
– Традиционно Советский Союз, а после него Россия и некоторые постсоветские страны были доминантами в шахматах, но за последние 20 лет Китай начал стремительно развивать шахматы. Сегодня чемпион мира по шахматам – китаец Дин Лижэнь, чемпионка – китаянка Цзюй Вэньцзюнь. Китайцы также выигрывали всемирную шахматную олимпиаду в мужской и женской категориях.
Так объективно Китай стал лидером в мире с точки зрения развития шахмат. Как так получилось? У них отличная государственная поддержка и конкурентная среда. Они постоянно проводили различные матчи между китайской сборной и ведущими мировыми. Мы делаем то же самое: например, в рамках чемпионата мира в Астане мы провели матч между женской сборной Казахстана и сборной мира, в которую вошла четырёхкратная чемпионка мира среди женщин Хоу Ифань.
Мы также планируем для наших сборников создавать условия: сегодня с основной и резервной сборными подписаны контракты. У ребят есть финансовая основа для того, чтобы планировать свой тренировочный процесс. Мы создали для них возможность играть за рубежом и в Казахстане.
Недавно Алуа Нурманова блестяще сыграла в турецкой лиге, выполнила свою первую норму международного гроссмейстера в свои 16 лет. Арыстанбек Уразаев из Актобе занял третье место в Сербии, где играли сильнейшие игроки. До этого 15-летний Алдияр Ансат выиграл первый кубок Казахстана в Астане, в котором участвовали именитые гроссмейстеры из многих стран мира. На третьем этапе Кубка Казахстана Рамазан Жалмаханов занял четвёртое место и выполнил норму гроссмейстера. Так что благодаря комплексу мероприятий у нас появляются новые имена.
По материалам Informburo.kz