В последнее время участились случаи телефонного мошенничества. Злоумышленники могут представляться сотрудниками государственных органов, в том числе Национального банка, министерства внутренних дел и генеральной прокуратуры.
При звонке мошенники сообщают, что на гражданина и его счета якобы идет массированная атака. И для того, чтобы их обезопасить, необходимо перевести средства на «безопасный счет».
При этом злоумышленники призывают не сообщать о своих действиях никому: ни сотрудникам банка, которые, якобы, могут быть замешаны, ни даже родственникам и друзьям. Это делается для того, чтобы не дать потенциальной жертве время на раздумья, а также не позволить ей получить консультацию и адекватную оценку ситуации от профессионала. При этом работать может целая группа мошенников, которые могут представляться работниками различных государственных органов и службы безопасности банка.
Мошенники ловко подделывают любые номера, с которых могут отправлять различные сообщения, в том числе фиктивные удостоверения сотрудников правоохранительных органов, реквизиты «безопасного счета» и подробные инструкции. Они могут подменить даже короткий номер колл-центра банка – современные технологии позволяют такое сделать. При этом сами злоумышленники могут находиться в другом городе или даже в другой стране.
Надо понимать, что настоящему банковскому менеджеру, и тем более представителю государственных органов нет нужды звонить клиентам, чтобы уточнить их личные данные, какие карты были оформлены и сколько денег на них осталось. В банке имеется полное финансовое досье на каждого клиента – кредитная история.
Доверчивые граждане на звонок неизвестного лица, как послушные дети, выполняют все действия, которые им диктуют мошенники, в результате чего становятся жертвами. В основном, как показывает практика, звонивший по мессенджеру WhatsApp, представляется сотрудником службы безопасности банка и называет фамилию, имя, отчество, дату рождения, ИИН. После чего сообщает, что мошенники пытаются взломать защиту банка или дали заявку на получение кредита. Если человек говорит о том, что он заявку на получение кредита не давал, звонящий просит перейти по ссылке, которую он отправляет по WhatsApp. Это даёт возможность мошенникам для доступа к счетам. Хочу довести до сведения всех и предупредить о том, что сотрудники Банков никогда не звонят посредством WhatsApp! Если вам позвонил якобы сотрудник Банка и ставит вас в известность о чем-либо, прекратите разговор и позвоните оператору Банка и перепроверьте действительно ли вам звонил сотрудник Банка и назовите номер телефона звонившего. Номер оператора Банка можно найти через Гугл.
Также хочу напомнить о новом виде мошенничества в Казахстане в виде звонка, якобы оператора мобильной связи, который сообщает, что истекает срок «Сим карты» телефона и просит перейти по ссылке в телефоне, впоследствии чего у мошенников появляется доступ к перепискам и сведениям на вашем телефоне. Будьте бдительны, так как найти мошенников очень трудно. Зачастую, звонившие находятся за рубежом. Такие уголовные дела годами приостанавливаются производством по причине не установления лица, совершившего преступление. Вам придется погашать кредиты, которые оформили мошенники на ваше имя.
Есть также вид мошенничества в виде отправки сообщения о голосовании на конкурсе. В сообщении указывается просьба проголосовать за ребенка на конкурсе и отправляется ссылка. Ни в коем случае не переходите по ссылке неизвестного лица. Ссылка даёт доступ мошенникам к вашим счетам.
Ещё один вид мошенничества — приходит сообщение с просьбой помочь перевести деньги вашему отцу и или брату. Ни в коем случае не отвечайте на сообщение, блокируете сразу номер.
Также есть виды мошенничества, когда отправляется голосовое сообщение с голосом вашего родственника или близкого друга с просьбой отправить срочно деньги. Перепроверьте и позвоните родственнику или другу. Потому что есть программа искусственный интеллект, которая копирует голос ваших близких.
Ж.Бекешева, адвокат Жамбылской областной коллегии адвокатов