Все мы помним тотальный карантин, перекрытые дороги, бетонные плиты, запрет на передвижение и прочие «прелести» первой волны пандемии. Новая болезнь вызывала страх и заставляла власти принимать экстраординарные меры безопасности. Многие вынуждены были сидеть по домам, не работали кафе, базары и развлекательные заведения. Мы считали, что это быстро пройдет и вернется прежняя жизнь. Но время идет, а болезнь мутирует, появляются новые штаммы. Посадить всех по домам нельзя, люди устали, стали терять бдительность. И вот тут государство нашло решение, где, как говорится, и волки сыты, и овцы целы. Появился проект «Ashyq». Суть проекта в том, что создается единая база граждан. Общественные и развлекательные учреждения не закрываются, но доступ туда возможен, если человек не представляет опасности для окружающих, а это можно проверить с помощью приложения «Ashyq». По данным Филиала в Кордайском районе палаты предпринимателей «Атамекен по состоянию на 30.07.2021г. всего по Жамбылской области участников проекта «Ashyq» насчитывается — 1043 QR (из них полноправные участники – 801, в тестовом режиме — 242), деактивировано QR – 102 (из них: 95 СПД нулевое количество регистраций посетителей по QR-коду (чекинов). Из них, в Кордайском районе – 68 объектов. По области со времени внедрения системы и по состоянию на 14.07.21г выявлено со статусом «красный» – 33, «желтый» – 133 посетителей. Если считать, что каждый выявленный человек со статусом «красный» мог бы заразить как минимуум 3-4 человек, то приложение помогло существенно снизить количество новых жертв.
Многие предприниматели активно внедряют это приложение, благодаря которому удается держать бизнес на плаву. Пионером в этой области в Кордайском районе является кафе «Рублевка».
Подробно о процессе подключения к системе нам рассказала управляющая кафе «Рублевка» Жанна Щербакова. «Введение карантинных ограничений, конечно же, сильно ударило по работе многих заведений. В том числе и по нашему. Мы стали очень внимательно следить за постановлениями санитарных врачей и вскоре прочли информацию о системе «Ashyq». Первым делом направились в Филиал Палаты предпринимателей в Кордайском районе, где нас проконсультировали и связали с юристами областной палаты. А уже юристы последовательно направляли и обучали нас. Мы оформили заявку на сайте restotator.kz, через несколько дней нам выдали QR-код, прошли на сайт infokaz.kz. и завершили оформление. В общем-то, систему люди приняли, конечно, много людей, непонимающих нововведения, приходится им все долго объяснять. Но можно сказать, что в большинстве люди относятся с пониманием», — отметила наша собеседница. На вопрос о том, были ли возмущенные или зараженные управляющая кафе рассказала, что и такие были. «Был случай, когда мы выявили человека с «красным статусом». (Красный статус — это зараженный или недавно переболевший человек). Мы не пустили его в кафе, кроме того, направили информацию в соответствующие органы. От нас этого требуют правила», — рассказала Жанна.
Систему активно внедряют во всех заведениях района. Предприниматели уже поняли преимущество нового подхода.
Как говорят специалисты, система «Ashyq» неплохо себя показала. Однако как и везде важен системный подход. Массовая вакцинация, соблюдение социальной дистанции, масочный режим — это самые основные мероприятия, которые способствуют улучшению ситуации с карантинными ограничениями.
Сергазы Манасбаев