ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ ГОВОРИТ

0

.

Почему ребёнок не говорит? Как понять, что требуется лечение и к какому специалисту обращаться, рассказала глава Ассоциации логопедов и дефектологов РИК Сания Шунаева.

Сания Иршатовна, давайте сразу определим критерии нормы: до какого возраста отсутствие речи считается нормой и когда пора бить тревогу?

– Есть определённые параметры развития ребёнка. В год-полтора малыш уже должен говорить 10–15 слов, к двум годам словарный запас расширяется примерно до 300 слов, появляется фразовая речь. Соответственно, в два года ребёнок уже должен уметь говорить простыми предложениями. Если малыш не укладывается в эти нормы – это повод обратиться к специалисту.

Но есть определённые «звоночки», при которых привести ребёнка нужно раньше. К примеру, если ребёнку полтора года и он не откликается на имя, отсутствуют указательные жесты, он предпочитает играть в одиночестве.

– Есть мнение, что дети, которые живут в двуязычной среде, начинают говорить позже, так ли это?

– Не всегда. Если у ребёнка всё нормально в плане развития и словарный запас нормальный, то в принципе он может усваивать два языка. Но если у ребёнка есть какие-то проблемы или родовые травмы, то изучение двух языков может стать слишком большой нагрузкой.

– Если родители заметили, что у ребёнка проблемы с речью, к какому специалисту нужно обращаться в первую очередь?

– Если проблема в том, что ребёнок только не говорит, то нужно идти к логопеду. Специалист изучит темпы развития ребёнка, проверит психомоторные навыки, словарный запас, память, мышление и потом скажет, когда и как приступать к коррекции.

Бывает, что у ребёнка нет отставания, а просто физиологическое косноязычие. Это когда двухлетний ребёнок вместо «шапка» говорит «сапка» или вместо «рыба» говорит «лыба». Такое допускается.

– Чем отличается логопед от дефектолога? И какую роль в этой системе играет невролог? Ведь часто деток с задержкой речевого развития отправляют к этому специалисту тоже.

– Логопеды занимаются развитием речи и предупреждением дефектов. Дефектологи – развитием познавательных процессов у детей с отставанием в развитии. А неврологи в свою очередь должны установить причину отставания.

Пример. Если ребёнку три-четыре года и он до сих пор не говорит, то мы начинаем комплексное лечение. Невропатолог назначает медикаменты, логопед развивает речь, пополняет словарный запас, а нейропсихолог или дефектолог развивает познавательные процессы. Такой комплекс даёт очень хороший результат.

– При каких заболеваниях случается задержка речи и как понять, ребёнок не может говорить или просто не хочет? Можно ли сказать, что ребёнок, который не говорит, в остальном абсолютно здоров?

– У задержки речи всегда есть причины. Это могут быть внутриутробные патологии, когда плод развивался во время беременности не так, как нужно. На речь может повлиять гипоксия, асфиксия, наркозависимость матери или какие-то инфекционные заболевания в период беременности. Особенно такие факторы влияют в первом триместре, а ведь женщина может даже не знать о беременности. Также причиной задержки могут стать родовые травмы. Например, в момент рождения ребёнок застревает в тазовых костях и случается асфиксия, которая в конечном итоге приводит к ишемии мозга или кровоизлиянию.

Опытный невролог может определить такие проблемы ещё до того, как придёт время говорить первые слова.

О психомоторном развитии. К двум месяцам ребёнок должен держать голову, в шесть месяцев садиться, к году пойти и так далее. Если есть задержка в физическом развитии, то это влияет на речь. Если диагноз ставят рано, то к дефектологам отправляют даже трёхмесячных малышей. Поскольку ранняя коррекция более эффективна.

Кроме того, бывают сочетанные диагнозы. Синдром дефицита внимания и гиперактивности, кровоизлияние в мозг и парез. Эти диагнозы влияют на понимание и речь. Не может быть такого, чтобы абсолютно здоровый ребёнок не говорил.

– Могут ли родители или окружающая среда быть причиной задержки речи?

– Если только ребёнок живёт в горах и, как Маугли, общается только с животными. В таком случае отсутствие речи действительно может быть обусловлено средой. Но в современном мире, когда вокруг достаточно источников информации, такое невозможно. Например, у меня была студентка, у которой глухонемые родители. При этом она прекрасно разговаривает, потому что ходила в обычную школу, общалась с другими людьми.

– А что насчёт гаджетов? Есть мнение, что злоупотребление гаджетами вредит речи?

– Безусловно, всё должно быть в меру. Если ребёнок пару часов в день проводит с гаджетом в руках, то ничего страшного. К тому же сейчас люди всю информацию берут из интернета, книги мало кто читает. Но гаджеты могут приносить как вред, так и пользу. Проблема в том, что они влияют на процессы возбуждения и торможения нервной системы. Когда ребёнок долго сидит в смартфоне, он работает пальцами, видит яркие картинки, слышит звуки – это всё возбуждает нервную систему, а тормозить в силу возраста не может. Это может вести к депрессии, заиканию, бессоннице.

Ещё одна проблема, которая непосредственно касается речи, – снижение потребности в общении. Ребёнок, который всё необходимое находит в гаджете, не ощущает потребности в коммуникации. Сейчас многих детей нужно учить, как играть во дворе, как работать в команде – это уже отдельная история.

– Как именно происходит коррекция задержки речевого развития? Это какие-то занятия или медикаментозное лечение?

– В первую очередь мы определяем причину и степень задержки. Приходит, допустим, ребёнок трёх лет. Он не разговаривает. Я прошу его выполнить определённые упражнения и выясняю, где проблема, где дефициты. Ведь неспроста ребёнок сначала учится держать голову, потом сидеть, потом появляется указательный жест, звукоподражание, первое слово. Если в этой цепочке произошёл сбой, его надо найти и восполнить. Потому что иначе страдает межполушарное взаимодействие – условно, у ребёнка должен быть миллиард нейронных связей, а их всего 100 000. И сигнал от одного анализатора не доходит до другого. Поэтому нужно откатиться назад и создать эти связи. Без этого речь не запустится.

После обследования ребёнка специалист обсуждает с родителями план коррекции, при необходимости направляет к другим специалистам. У нас есть множество специальных техник и упражнений для запуска речи.

Простое упражнение. На пол кладут кружочки, на которых изображены действия, и просят ребёнка прыгать и повторять. Он сначала прыгает на «я», потом на «хочу», потом на «пить». В итоге у него искусственно формируется фраза «Я хочу пить».

Методик очень много, но они не всегда срабатывают. Если очаг органического поражения мозга слишком большой, то речь может не запуститься. Но такое встречается довольно редко. Большинство наших воспитанников идут в массовые школы.

– Хотелось бы уточнить, где заканчивается ответственность специалиста и начинается ответственность родителя? Влияет ли обстановка дома на успешность коррекции?

– Хороший вопрос, потому что большую часть времени ребёнок находится дома. Когда к нам приходит маленький пациент, мы обязательно заводим рабочую тетрадь, в которой отображаем все занятия и делаем домашние задания. Те дети, с которыми дома занимаются, гораздо быстрее добиваются результата. Но, к сожалению, не все родители уделяют этому внимание.

– А есть какие-то упражнения или занятия, которые приносят максимальную пользу именно для речевого развития? Часто на просторах интернета встречаются специальные методики лепки из пластилина, игры с кинетическим песком или специальные раскраски для запуска речи. Это вообще работает?

– Это очень хорошо работает. К примеру, ребёнок лепит из пластилина. Что происходит в этот момент? Он сидит, сконцентрировав внимание на чём-то одном, и работает пальцами. Мелкая моторика, образное мышление – тут все участки мозга включаются. И это очень полезно, особенно для речи.

Проблема в том, что родители вообще перестали этим заниматься. И тут мы снова возвращаемся к теме гаджетов. Ведь пока ребёнок сидит с гаджетом, родитель где? Тоже с гаджетом. Ни сказок на ночь, ни рисования, ни лепки, ни прогулок. Родители сняли с себя ответственность. Поэтому тема взаимоотношений в семье тоже важна.

– Подведём итог. Пожалуйста, перечислите красные флаги, которые позволяют определить, что могут быть проблемы с речевым развитием. 

– Чаще всего родители видят, что с ребёнком что-то не так, но боятся идти к специалисту. Боятся диагноза. Я хочу прямо обратиться к родителям: не бойтесь, не теряйте драгоценное время. Чуда не будет. Очень обидно, когда ребёнка, которому можно было помочь, приводят слишком поздно. Если начать коррекцию в три года, то ребёнок к семи годам пойдёт в обычную школу. А если его привели в шесть лет, то мы просто не успеем.

 

Если вы заметили следующие симптомы, обратитесь к неврологу или логопеду:

— ребёнок очень расторможен, не может спокойно сидеть, постоянно качается;

— малыш не смотрит в глаза, не откликается на имя, избегает общения;

— у ребёнка постоянно открыт рот, течёт слюна. В норме такое допустимо только в период смены зубов;

— ребёнок заикается, ему не хватает дыхания, чтобы закончить фразу;

— речь не соответствует возрасту ребёнка. Он говорит, как иностранец – «Я пить», «Я магазин пошла». Такой аграмматизм должен настораживать.

 

Я бы ещё обратила внимание на строение артикуляционного аппарата. Это не влияет на запуск речи, но сильно влияет на произношение.

 

Informburo.kz

Leave A Reply

Your email address will not be published.