ЕСЛИ ВСЕ ПРИМЕМ УЧАСТИЕ, ПРАЗДНИК СТАНЕТ НАСЫЩЕННЕЕ

0

Мы должны последовательно продвигать общие ценности, идеи, объединяющие наш народ. Они должны прочно закрепиться в сознании всех граждан. В связи с этим следует разработать концепцию празднования Наурыз мейрамы и обогатить содержание замечательного праздника. Чем больше в нашем обществе будет консолидирующих ценностей, тем крепче будет наше единство.

Касым-Жомарт ТОКАЕВ, Президент Республики Казахстан

 

Глава государства К. Токаев в своей статье «Независимость превыше всего», опубликованной в 2021 году, и в интервью, данном газете «Егемен Қазақстан» в начале этого года, поручил создать концепцию празднования весеннего праздника и отметил об обогащении его содержания. Наурыз, внесенный ЮНЕС-КО в список нематериального культурного наследия человечества, стал общим праздником, отмечаемым нашим народом с момента его возвращения тридцать шесть лет назад, и стал традиционным. Многонациональное население Кордая также по-особенному относится к этому празднику: русские и азербайджанцы, турки и курды, корейцы и дунгане в эти дни сплотившись с казахами, надевают национальную одежду, накрывают дас-тархан и радуются приходу весны.

Известно, что в 1926 году в Советском Союзе, где атеизм был на пике развития, празднование Наурыза было запрещено под предлогом «остатков ислама». Но эта традиция, веками передающаяся от отца к сыну, не стерлась из сознания народа, и шестьдесят два года отмечался только в семейном масштабе. В памяти осталось, как в нашем детстве с приходом весны в каждом доме готовили нау-рыз-коже, бабушки и дедушки с внуками ходили по улицам к соседям, пробовали яства с праздничного дастархана, просили налить коже для тех, кто остался дома.

В 1988 году Наурыз с большим размахом вернулся на казахскую землю. Группа отечественных деятелей, среди которых были поэт Мухтар Шаханов и Озбекали Жанибеков, написали письмо главе Казахстана Г. Колбину и, побывав на его приеме, способствовали возрождению древнего праздника. Наурыз не имеет никаких религиозных корней, это начало года согласно восточным традициям. Он призывает к милосердию, духовному очищению, обновлению, в том числе посадке саженцев, пропаганде традиций и обычаев. Наконец, по разрешению правительства СССР, 30 марта того же года в Алматы в центральном парке имени М. Горького впервые за многие годы отметили праздник Наурыз. В нем приняли участие порядка ста тысяч человек. В том году в трудовых коллективах один за другим отмечали Наурыз мейрамы вплоть до конца сентября. В 1989 году Наурыз отмечали по всей стране. Вслед за Казахстаном   Наурыз начали праздновать и в Узбекистане, Туркменистане и Кыргызстане.

А как отметили первый праздник Нау-рыз на Кордайской земле, я до сих пор помню, как вчера. Это была суббота, 17 марта 1989 года. Юрты были поставлены на току колхоза Чапаева. В то время не было конкретной модели празднования Наурыз, и организаторы, просматривая книги и опираясь на воспоминания старожилов, с большим интересом стали раскрывать содержание праздника. Рано утром парень и девушка на лошадях в образе Жиренше и красавицы Карашаш сулу объехали село и созвали всех на празднование Наурыза. По улицам шли бабушки и дедушки, одетые в камзол и чапан, в кимешеках и борик, женщины и девушки в красочных национальных нарядах, джигиты в образе батыров… Даже дети нарядились в национальные костюмы, которые так подходили им. Словом, жители села были в праздничном настроении. По восточному календарю в день, когда заканчивался год Улитки и начинался год Змеи, люди приветствовали друг друга добрыми пожеланиями «Наурыз құтты болсын!», «Жаңа жыл берекелі болғай!», «Ұлыс оң болсын, ақ мол болсын!». На току, где собирался народ, каждая улица украсила свою юрту — одна краше другой. Здесь дастархан, наполненный национальными блюдами, и привлекательная мебель, такие как кебеже (небольшой сундук для хранения пищевых продуктов), сундук, жүкаяқ (деревянная подставка на ножках, на которую в казахской юрте ставились сундуки), корпешки различных видов, шымылдық (занавеска), шкуры животных,седло. А снаружи сидели женщины-ткачихи, выбивающие и прядущие шерсть, мужчины, занимающиеся резьбой, валянием, плетением веревок, мололи пшеницу на ручной мельнице, чистили ружья, дрессирующие орлов и борзых, охотники, собиравшиеся в путь. Издалека привлекали взоры певцы, играющие на национальных инструментах. Перед каждой юртой демонстрировали национальные традиции и обычаи, такие как «бесікке салу», «тұсау кесу», «беташар». Рядом в казанах жарились бауырсаки, а также варилось основное блюдо – наурыз-коже.

Надо отметить, что особый вклад в празднование Наурыза в Кордае с самого первого года внесла Нурсила Оспаналикызы Бегалиева, которая была на тот момент третьим секретарем райкомитета партии. Постаралась, чтобы любимый народный праздник запомнился в памяти кордайцев. Ей удалось организовать руководителей и специалистов в области культуры и искусства, квалифицированных педагогов для исследований и творчества. Праздник    Наурыз, который прошел в Каракемере, продолжался месяц в различных хозяйствах, школах и учреждениях, а в конце апреля его широко отметили в селе Кенен на районном уровне. На этот раз активное участие в торжестве приняли представители других национальностей, проживающих в Кордае. Наряду с казахами они также носили национальную одежду, исполняли песни и танцы, демонстрировали традиции и обычаи. С тех пор Наурыз стал праздником, который с нетерпением ждут, и ежегодно отмечают люди всех национальностей по всей стране. Стали организовываться районные конкурсы «Қыз сыны», «Жігіттің сұлтаны», «Әнші балапан», проводились соревнования по национальным играм и конному спорту. 15 марта 1991 года Указом Президента 22 марта было объявлено национальным праздником – Наурыз мейрамы. С того времени праздник весны начали отмечать в день равноденствия. 24 апреля 2009 года, Указом Президента 21, 22, 23 марта были объявлены Наурыз мейрамы, и со следующего года мы начали отмечать праздник три дня.

Возвращаясь к истории возрождения Наурыз мейрамы, особо запомнилось празднование 1994 года. Была введена традиция, когда на центральной площади сельскохозобъединения, отделы образования, здравоохранения, государственные учреждения ставят юрты, а также объявляется конкурс на ее внутреннюю и внешнюю отделку. Поэтому каждый коллектив старался изо всех сил, чтобы получить хорошую оценку. По инициативе акима района Курмангали Уали на празднование Нау-рыз мейрамы был специально приглашен Мухтар Шаханов, один из тех, кто вернул казахстанцам народный праздник. Прош-ло совсем немного времени с тех пор, как в Кыргызстане открылось посольство Казахстана, и М. Шаханов занял пост пос-ла. В Кордай вместе с уважаемым гостем прибыли деятели искусства Азербайжан Мамбетов, Доскан Жолжаксынов, Илия Жаканов, Бекен Жылысбаев, министр культуры Кыргызстана, именитые поэты и певцы. М. Шаханов поздравил кордайцев с праздником, а кыргызские певцы порадовали своим искусством. Особенно запомнился тот год потому, что районная газета «Қордай шамшырағы — Кордайский маяк», которая издается с 1932 года, и газета «Взгляд» — «Көзқарас» ТОО «Султантеги-Импекс» были объедены. Через недельный перерыв начала выходить новая газета «Қордай жаңалықтары-Новости Кордая». Моя статья о праздновании Нау-рыз мейрамы с участием Мухтара Шаханова была опубликована в первом номере газеты от 2 апреля.

Накануне очередного праздника     Наурыз 1995 года я отправился в посольство Казахстана, расположенное по адресу г. Бишкек, улица Токтогула, 10, чтобы взять интервью у М. Шаханова на тему воззрождения праздника Наурыз. Посол находился дома, меня сопровождал атташе-секретарь Ракымжан Отарбаев. Несмотря на простуду, знаменитый поэт ответил на все мои вопросы. Интервью было опубликовано в газете с его автографом «Қордай ауданының еңбеккерлерін ұлыстың ұлы күні — Наурыз тойымен құттықтаймын. Ылғи да жұлдыздарыңыз биіктен жана бергей! Құрметпен М. Шаханов».

В 2000 году празднование Наурыз впервые было перенесено с узкой улицы райцентра на ипподром «Ногайбай би» недалеко от села, и жители получили возможность праздновать более шире. Вокруг чистый воздух, с высоты виден весь Кордай, на сцене выступают артисты, недалеко проходят конноспортивные игры… Наурыз мейрамы каждый год наполнялся новым содержанием. Великий праздник, вернувшийся к нам тридцать шесть лет назад, с тех пор стал традицией в стране, где каждый день имеет название и отмечается девять дней. Из названий «Көрісу», «Мейірім», «Тағзым», «Шаттық», «Алас күні» мы видим, насколько обогатилось содержание праздника.

Пусть Наурыз максимально войдет в наш образ жизни и станет нашим уникальным духовным праздником, пропитанным нашими национальными ценностями, основанными на нравственности, вере и духовности. Как сказал Глава государства, давайте все примем участие в превращении Наурыза в просветительский и творческий праздник Нового Казахстана, обогащенный новым содержанием. Только тогда праздник Наурыз будет иметь общенациональное значение.

Курманбек Алимжан, член Союза Журналистов Казахстана

Leave A Reply

Your email address will not be published.