ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

0

История развития человеческого общества наглядно показывает, что становление демократического, правового и социального государства невозможно без эффективного государственного аппарата, основой которого являются кадры
на государственной службе.

При этом, одной из приоритетных задач государственного строительства всегда будет профессиональная подготовка государственных служащих, ориентированная на обеспечение высокой эффективности, компетентности и безупречности работы государственных органов.
В настоящее время в большинстве государств на постсоветском пространстве, включая и Республику Казахстан, административная реформа вступает в новую стадию развития. Так, основные меры направляются на совершенствование процессов государственного управления и улучшение качества предоставления государственных услуг, повышение уровня профессионализма, результативности деятельности государственного аппарата.
В ходе преобразования всех сторон общественной жизни в постсоветский период произошло перераспределение государственно-управленческих функций, образованы новая система и структура органов государственной власти, создана новая форма административного управления, которая позже получила свое законодательное оформление в Конституциях Казахстана, принятых в 1993 г. и 1995 г., и в иных законодательных актах, разработанных для реализации конституционных положений.
При указанных обстоятельствах представляется возможным усмотреть некоторые этапы становления института государственной службы в Республике Казахстан.
Так, первый этап становления государственной службы начался с середины 80-х гг. прошлого столетия, когда в связи с проходившей в СССР перестройкой, активные члены гражданского общества заговорили о реформе государственной службы, которая уже не соответствовала переходу экономики страны на рыночные отношения, новым целям и приоритетам государственного строительства независимого Казахстана. Именно тогда шел активный поиск путей реформирования государственного управления в целом и государственной службы в частности. Следует учитывать и тот факт, что в тот период коренным образом меняется образ мышления рядовых граждан, становятся более востребованными зарубежное законодательство и труды зарубежных авторов, в которых освещаются вопросы деятельности государственного аппарата и государственной службы в целом.
Итогом преобразований политической системы Казахстана, в том числе активного поиска путей реформирования государственного управления и государственной службы, явилось принятие 28 января 1993 г. первой Конституции суверенного Казахстана, положившей начало второму этапу становления государственной службы республики уже как независимого государства.
В статье 17 Конституции РК от 1993г. закреплялось равное право граждан «на доступ к государственной службе. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей». Историческая значимость данного положения состояла в законодательном закреплении этого права. Подобное право не упоминалось в Основном законе СССР, не имело также правовой регламентации в отдельном законе. В целом Советском Союзе в принципе отсутствовал единый союзный закон о государственной службе.
В ходе принятия первой Конституции РК непрерывно шли поиски адекватной новым условиям модели функционирования государственной службы. Поскольку теоретические разработки и решения по данным вопросам ранее осуществлялись союзным центром, поиски осуществлялись в условиях отсутствия достаточного исторического опыта построения институтов государства.
30 августа 1995 г. на республиканском референдуме была принята новая Конституция Республики Казахстан. С этого момента начинается следующий основной этап развития законодательства о государственной службе в Казахстане. Пунктом 4 статьи 33 новой Конституции РК было провозглашено равное право граждан Республики на доступ к государственной службе, а также оговорено, что «требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом».
Следующим шагом, для реализации данных положений Конституции 26 декабря 1995 г. был издан, имеющий силу закона, Указ Президента Казахстана за №2730 «О государственной службе», которым дан старт процессу институционализации государственной службы в Казахстане. В нем были определены ее основные принципы, среди которых следует выделить общедоступность, приоритет прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства.
Данным актом были введены квалификационные классы государственных служащих, регламентированы вопросы поступления, прохождения, прекращения государственной службы, аттестации государственных служащих, установлены меры социальной защиты государственных служащих, введено множество других важных положений.
Тем не менее, несмотря на ряд прогрессивных положений, вышеназванный Указ во многом носил декларативный характер и реально не обеспечивал равного доступа граждан к государственной службе.
Как рядовые граждане, так и чиновники отмечали, что в период действия Указа ярко проявлялись отрицательные черты патронажной системы, при которой отбор на государственную службу происходит из принципов личной преданности, дружеских или родственных связей. Однако в целом следует отметить, что, несмотря на многие отрицательные черты, проявившиеся в ходе применения данного нормативного правового акта, его значение нельзя недооценивать, так как, впервые в истории суверенного Казахстана была предложена система государственной службы, которая на переходном этапе заложила основы развития государственной службы как важного института государства.
Вместе с тем также нарастал ком проблем как объективного, так и субъективного характера, которые осложняли процесс реформирования государственной службы. Среди них можно назвать неразработанность концептуальных подходов к реформированию государственной службы; недостаток компетентных, профессионально подготовленных госслужащих, способных работать в новых условиях; нескоординированность в вопросах реформирования государственной службы со стороны государственных органов и международных организаций, осуществляющих соответствующие проекты; отсутствие единой системы должностных требований к государственным служащим; низкий уровень их социально-правовой защищенности; подбор кадров преимущественно по личному усмотрению руководителей; несправедливая система продвижения государственных служащих; наличие в госаппарате коррупции, взяточничества, землячества, семейно-родственных, родовых и жузовых связей и др.
При этом отдельно хотелось бы отметить отсутствие системы целевого поиска, отбора и привлечения компетентных, талантливых, одаренных людей на государственную службу. Решение перечисленных проблем, руководством нашей страны виделось в создании единого центрального органа, способного целенаправленно обеспечить кадрами госаппарат в необходимом количестве и должной квалификации.
Исходя из международного опыта, большей частью опыта развития передовых стран главной целью являлось формирование единой системы кадровой политики и государственной службы независимо от разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Практическая реализация этой и других целей возможна была лишь при строгом соблюдении принципов и правил организации и функционирования государственной службы. Иными словами, государственная служба как сфера управления состоится тогда, когда сама будет управляема.
На основании вышеизложенного, для осуществления единой политики в сфере государственной службы и был образован уполномоченный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный главе государства — Агентство РК по делам государственной службы, призванный осуществлять единую политику в сфере государственной службы.
Соответственно, с принятием Закона РК «О государственной службе» от 22 июля 1999 года и изданных на его основе подзаконных нормативных актов было ознаменован совершенно новый этап развития отечественной государственной службы.
Проведенный анализ международного опыта показал, что основой государственной службы в демократических государствах является меритократия — система, основанная на личных заслугах государственного служащего, направленная на эффективное использование человеческих ресурсов на государственной службе. Принцип меритократии включает в себя следующие элементы, которые и легли в основу нового Закона: 1) обязательный конкурсный отбор при поступлении и продвижении по государственной службе; 2) правовую и социальную защищенность государственных служащих; 3) равную оплату труда за выполнение равнозначной работы; 4) поощрение государственных служащих, достигших эффективных результатов в своей деятельности; коррекцию деятельности тех, чьи результаты не в полной мере удовлетворительны, и увольнение служащих, результаты деятельности которых неудовлетворительны; 5) постоянное обучение государственных служащих в целях улучшения результатов их деятельности.
В целях утверждения результатов развития и дальнейшего совершенствования института государственной службы стало утверждение в 2011 году Концепции новой модели государственной службы в Республике Казахстан, что являлось итогом продолжительной работы органов государственной власти, научных сотрудников, специалистов по внедрению принципиально новых механизмов в развитии отечественного института государственной службы с учетом успешного опыта формирования моделей государственной службы в зарубежных странах.
На сегодняшний день, результатом успешной реализации Концепции новой модели государственной службы Республики Казахстан стала профессиональная государственная служба, ориентированная на результат и качественное оказание государственных услуг, соответствующая многим актуальным потребностям государственного социально – экономического развития.
При этом также подверглась совершенствованию действующая законодательная база государственной службы. Так, 23 ноября 2015 года Главой государства подписан Закон «О государственной службе Республики Казахстан», вступивший в действие 1 января 2016 года. Действующая редакция Закона о государственной службе, распространяется на служащих всех государственных органов, в том числе и правоохранительных. Проведена глобальная модернизация процедуры поступления на госслужбу. Карьерное продвижение в целом осуществляется на основе компетентностного подхода.
В заключение хотелось бы отметить, что даже сравнительно краткая история становления государственной службы в Республике Казахстан, начавшаяся после обретения независимости и в настоящее время дальше совершенствуется и изменяется по мере эволюции демократического, правового, гражданского общества.
Е.ТУМАБЕКОВ, руководитель Управления государственной службы Департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Жамбылской области.

Leave A Reply

Your email address will not be published.