Человек может быть неверующим. Но религия испокон веков присутствовала в жизни любого общества. И не просто присутствовала, а играла значимую роль в его жизни. Если религия дойдет до человека без фальсификации, она становится объединяющим народ фактором, способствует его развитию. Но если религию начнут искажать, фальсифицировать, пропагандировать с определенными политическими умыслами, то она посеет в обществе раздор и приведет к нестабильности. Вот почему нам следует в молодежной среде формировать традиционное религиозное сознание.
Начиная с VIII века на бескрайних просторах казахских степей стал распространяться традиционный ислам. С приходом этой религи началось возрождение цивилизации, культуры, науки и образования. Всемирно известные Аль-Фараби, Махмуд Кашкари, Ахмет Иугинеки, Кожа Ахмет Яссауи и другие ученые написали множество научно-познавательных трудов, чем внесли значительный вклад в развитие и расцвет народа. Однако в последние годы в нашем обществе появились последователи нетрадиционных религиозных течений, которые активно отрицают традиционное религиозное сознание, которое досталось нам в наследство от славных предков, отравляют псевдоучениями сознание молодежи и сбивают ее с истинного пути.
Мы любим говорить, что Родина начинается с семьи. Это не пустые слова. В них заключен огромный смысл. Потому что действительно семья имеет влияние на детей. Так что она должна формировать в детях традиционное религиозное сознание, дать им надлежащее воспитание, привить чувство патриотизма и вырастить достойными гражданами своего народа. Здесь кстати вспоминаются слова великого Мухтара Ауезова о том, что если хочешь стать цивилизованным народом, начни с колыбели. У народа, не сумевшего привести в порядок колыбель, нет будущего. То есть, от родителей зависит воспитание детей. Следовательно, если родители достаточно грамотны в вопросах религии, то ни один ребенок не попал бы в сети нетрадиционных религиозных течений.
Например, Казыбек би в двенадцать лет говорил калмыкам, что мы, казахи, миролюбивый и трудолюбивый народ. Но мы всегда держим наготове копья, чтобы никто не нарушил наш покой. Никогда не позволяли врагам куражиться над собой. Мы верны дружбе, умеем ценить верность и братство. То есть он дал понять непрошенным гостям, насколько крепко единство казахского народа, насколько он горделив и свободолюбив, нерушимо его мировоззрение. Если обратим внимание на 13 аят суры Хужрат величественного Корана, то в нем Всемогущий Аллах говорит, обращаясь к человечеству, что создал людей мужчинами и женщинами. И чтобы вы познавали друг друга, поделил вас на нации и народности. Следовательно, коль скоро нас создали казахами, мы имеем отличительные от других наций традиции, обычаи, которые дополняются и развиваются от поколения к поколению, и которые почитаем в повседневном быту. Но очень важно, что эти традиции и обычаи не противоречат религии.
Первый Президент Нурсултан Назарбаев наставлял нам не забывать, что у нас одни корни – тюркские, религия у нас одна – ислам. У нас есть священная земля отцов – Великая Степь казахов. И в этой степи, следуя завещаниям предков, мы построили новое государство – Независимый Казахстан. Независимость – это счастье, которое мы обрели великими испытаниями, поэтому обязаны сохранить ее навечно. Эти слова Главы государства мы должны донести до сердца каждого гражданина страны. Тем более это злободневно в связи с тем, что находящиеся под влиянием нетрадиционных религиозных течений соотечественники показывают казахов невежественным народом без веры и хотят внести изменения в устоявшиеся национальные традиции и обычаи.
Также он обращает внимание на то, что когда мы говорим об единстве народа, невозможно обойти вниманием ислам. Конечно, духовный мир ислама требует отдельного разговора. Но цельность религии всегда есть цельность народа. Нам всем известно, что религиозный раздор всегда приводит к национальному раздору. Один из распространителей ислама в казахской степи мудрый Ахмет Яссауи, учитывая эти обстоятельства, формировал традиции ислама. На их основе наши предки веками формируют уже национальное самосознание. Поэтому мы открыто говорим всем, кто хочет прийти извне и внести изменения в традиции и мировоззрение, превратившиеся в наше национальное достояние, что не допустим такого оборота дела. Этими словами он твердо сказал о том, что нам следует придерживаться традиционных религиозных канонов, коими руководстовались наши предки.
Переизбыток ложной информации в социальных сетях в эпоху глобализации, пропаганда проповедников, которые обучились в зарубежных религиозных центрах и исповедуют нетрадиционные религиозные течения, оказывают влияние на сознание молодежи с низкой религиозной грамотностью и отрицают наши традиции и обычаи, веками служившие ориентиром в жизни нации. Опасность складывающейся ситуации в том, что молодежь, перестав почитать традиции и обычаи народа, теряет чувство любви к Родине, к народу и земле отцов. Лишившиеся чувства патриотизма молодые люди отказываются служить в армии, присягать на верность Родине, сдавать кровь нуждающимся, трудиться во благо народа. Словом, попавшись на крючок чуждой религии, сбиваются с истинного пути.
Учитывая эти обстоятельства, а также чтобы не потерять традиционное религиозное сознание, являющееся составной частью духовного богатства, нам следует обратить самое серьезное внимание на воспитание молодежи на примере религиозного мировоззрения казахских ученых, а не на доктрине зарубежных нетрадиционных религиозных течений. Шакарим Кудайберди по этому поводу говорил, что неграмотный народ похож на несмышленного малыша: увидев что-то новое, он тянется к нему, бросив то, что у него есть. Если мы хотим, чтобы молодые люди не потеряли честь и совесть, подражая западному образу жизни, не пошли на поводу отдельных групп, прикрывющихся религией, то нам следует пропагандировать среди них праведный путь, которым шли наши предки. Молодежь должна уяснить, что независимость – наша опора, ислам – наша твердыня, традиции – образ жизни, что нам правильные ориентры в жизни указали славные предки Арыстан баб и Яссауи, гениальные Абай и Шакарим, деятели Алаша.
Центр исследования проблем религий акимата
Жамбылской области