РЕЛИГИЯ И МОЛОДЕЖЬ

0

Человек может быть неверующим. Но религия испокон веков присутствовала в жизни любого общества. И не просто присутствовала, а играла значимую роль в его жизни. Если религия дойдет до человека без фальсификации, она становится объединяющим народ фактором, способствует его развитию. Но если религию начнут искажать, фальсифицировать, пропагандировать с определенными политическими умыслами, то она посеет в обществе раздор и приведет к нестабильности. Вот почему нам следует в молодежной среде формировать традиционное религиозное сознание.

Начиная с VIII века на бескрайних просторах казахских степей стал распространяться традиционный ислам. С приходом этой религи началось возрождение цивилизации, культуры, науки и образования. Всемирно известные Аль-Фараби, Махмуд Кашкари, Ахмет Иугинеки, Кожа Ахмет Яссауи и другие ученые написали множество научно-познавательных трудов, чем внесли значительный вклад в развитие и расцвет народа. Однако в последние годы в нашем обществе появились последователи нетрадиционных религиозных течений, которые активно отрицают традиционное религиозное сознание, которое досталось нам в наследство от славных предков, отравляют псевдоучениями сознание молодежи и сбивают ее с истинного пути.
Мы любим говорить, что Родина начинается с семьи. Это не пустые слова. В них заключен огромный смысл. Потому что действительно семья имеет влияние на детей. Так что она должна формировать в детях традиционное религиозное сознание, дать им надлежащее воспитание, привить чувство патриотизма и вырастить достойными гражданами своего народа. Здесь кстати вспоминаются слова великого Мухтара Ауезова о том, что если хочешь стать цивилизованным народом, начни с колыбели. У народа, не сумевшего привести в порядок колыбель, нет будущего. То есть, от родителей зависит воспитание детей. Следовательно, если родители достаточно грамотны в вопросах религии, то ни один ребенок не попал бы в сети нетрадиционных религиозных течений.
Например, Казыбек би в двенадцать лет говорил калмыкам, что мы, казахи, миролюбивый и трудолюбивый народ. Но мы всегда держим наготове копья, чтобы никто не нарушил наш покой. Никогда не позволяли врагам куражиться над собой. Мы верны дружбе, умеем ценить верность и братство. То есть он дал понять непрошенным гостям, насколько крепко единство казахского народа, насколько он горделив и свободолюбив, нерушимо его мировоззрение. Если обратим внимание на 13 аят суры Хужрат величественного Корана, то в нем Всемогущий Аллах говорит, обращаясь к человечеству, что создал людей мужчинами и женщинами. И чтобы вы познавали друг друга, поделил вас на нации и народности. Следовательно, коль скоро нас создали казахами, мы имеем отличительные от других наций традиции, обычаи, которые дополняются и развиваются от поколения к поколению, и которые почитаем в повседневном быту. Но очень важно, что эти традиции и обычаи не противоречат религии.
Не надо забывать, что у нас одни корни – тюркские, религия у нас одна – ислам. У нас есть священная земля отцов – Великая Степь казахов. И в этой степи, следуя завещаниям предков, мы построили новое государство – Независимый Казахстан. Независимость – это счастье, которое мы обрели великими испытаниями, поэтому обязаны сохранить ее навечно. Тем более это злободневно в связи с тем, что находящиеся под влиянием нетрадиционных религиозных течений соотечественники показывают казахов невежественным народом без веры и хотят внести изменения в устоявшиеся национальные традиции и обычаи.
Когда мы говорим об единстве народа, невозможно обойти вниманием ислам. Конечно, духовный мир ислама требует отдельного разговора. Но цельность религии всегда есть цельность народа. Нам всем известно, что религиозный раздор всегда приводит к национальному раздору. Один из распространителей ислама в казахской степи мудрый Ахмет Яссауи, учитывая эти обстоятельства, формировал традиции ислама. На их основе наши предки веками формируют уже национальное самосознание. Поэтому мы открыто говорим всем, кто хочет прийти извне и внести изменения в традиции и мировоззрение, превратившиеся в наше национальное достояние, что не допустим такого оборота дела. Нам следует придерживаться традиционных религиозных канонов, коими руководстовались наши предки.
Переизбыток ложной информации в социальных сетях в эпоху глобализации, пропаганда проповедников, которые обучились в зарубежных религиозных центрах и исповедуют нетрадиционные религиозные течения, оказывают влияние на сознание молодежи с низкой религиозной грамотностью и отрицают наши традиции и обычаи, веками служившие ориентиром в жизни нации. Опасность складывающейся ситуации в том, что молодежь, перестав почитать традиции и обычаи народа, теряет чувство любви к Родине, к народу и земле отцов. Лишившиеся чувства патриотизма молодые люди отказываются служить в армии, присягать на верность Родине, сдавать кровь нуждающимся, трудиться во благо народа. Словом, попавшись на крючок чуждой религии, сбиваются с истинного пути.
Учитывая эти обстоятельства, а также чтобы не потерять традиционное религиозное сознание, являющееся составной частью духовного богатства, нам следует обратить самое серьезное внимание на воспитание молодежи на примере религиозного мировоззрения казахских ученых, а не на доктрине зарубежных нетрадиционных религиозных течений. Шакарим Кудайберди по этому поводу говорил, что неграмотный народ похож на несмышленного малыша: увидев что-то новое, он тянется к нему, бросив то, что у него есть. Если мы хотим, чтобы молодые люди не потеряли честь и совесть, подражая западному образу жизни, не пошли на поводу отдельных групп, прикрывющихся религией, то нам следует пропагандировать среди них праведный путь, которым шли наши предки. Молодежь должна уяснить, что независимость – наша опора, ислам – наша твердыня, традиции – образ жизни, что нам правильные ориентры в жизни указали славные предки Арыстан баб и Яссауи, гениальные Абай и Шакарим, деятели Алаша.

Центр исследования проблем религий акимата
Жамбылской области

ЭКСТРЕМИЗМ – УГРОЗА ИНТЕРЕСАМ НАЦИИ

Нужны знания, чтобы не попасться в паутину псевдоучений
С тех пор, как мы обрели независимость, о которой веками мечтали наши предки, стала возрождаться и духовность. Известно также, что ислам стал набирать силу в нашем обществе. Ислам и правовые, гуманистические идеалы народов, проповедующих эту религию, их философия и культура не только тесно переплелись, но и взаимодополнились, оказывая серьезное влияние друг на друга. В результате он проник в сознание народов, на территориях которых был распространен, и превратился в их религиозно-духовную, культурную ценность. Потому что ислам призывает людей к миролюбию, согласию, единству, добродетели, справедливости, чистоте, праведности. Что отвечает чаяниям всех народов.
Да, в религиозной сфере есть чем гордиться, множество положительных моментов. Однако есть и теневые стороны. Например, в средствах массовой информации, в других источниках сейчас часто употребляется словосочетание «религиозный экстремизм». Истина в том, что религиозные организации, пропагандирующие идеи религиозного экстремизма и терроризма, представляют большую опасность для всего человечества. Для достижения своих целей они не гнушаются насильственными мерами, несут в общество разлад, нарушают спокойствие людей. Представители таких течений покушаются на многовековые обычаи и традиции наших предков, утверждая, что «после благословения нельзя проводить ладонями по лицу, потому что это нововидение», «приветственный поклон невестки – ширк», «игра на домбре – грех». И таких противоречащих национальным и религиозным традициям казахского народа запретов у них множество. К сожалению, нашлись и такие наши соотечественники, которые пошли у них на поводу, считая национальные ценности предосудительными. А ведь это угрожает целостности нашего государства, поскольку вносит разлад между людьми, наводит тень на мусульман в целом. Нам известно, что их деятельность порождает недоверие между самими мусульманами, приводит к распрям, больше того – к кровопролитиям. И тут уместен вопрос: а кому выгодно вычеркнуть из сознания казахского народа мазхаб «ханафи» и религиозное учение «матуруди», которым веками следовали наши предки? Кому выгодно, чтобы новые поколения казахов забыли прогрессивные национальные обычаи и традиции? Это дело рук неграмотных самозванцев, которые выражают несогласие с нашей традиционной религией, ставят своей целью извратить ее, хотят создать общество мракобесия и манкуртства.
Ученые и эксперты, исследующие вопросы ислама, разделение верующих на разные течения связывают в первую очередь с социальными факторами. То есть, люди, которые не нашли места в жизни, из нуждающихся семей, в большинстве случаев ищут утешения в религии. Распространители радикальной идеологии, которые стараются использовать такие удобные случаи в своих целях, отравляют сознание потерявших себя людей, по-своему интерпретируя слова священного Курана. Таким образом они, якобы указывая пути выхода из тупика, направляют эмоции людей против общества.
В целом ученые и эксперты мира по-разному трактуют термин «экстремизм». Но в одном их мнения совпадают: экстремизм есть явление, которое несет угрозу обществу, государcтву и в целом всему миру. А религиозный экстремизм, который является его неотделимой частью, ставит своей целью извратить традиционную религию, активно пропагандировать чуждые «идеи», действовать против принципов светской системы.
Религиозный экстремизм и терроризм не имеют никакого отношения ни к исламу, ни к какой другой религии. Слово ислам в переводе с арабского языка означает «приветствие», «тишина», «мир». В исламе не встречаются действия и понятия, как терроризм, экстремизм или оказание давления, насилие, поступки, порождающие угрозу жизни человека или обществу. Больше того, ислам, как и другие традиционные религии, призывает людей совершать только добрые дела. Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в книге «Сындарлы он жыл» указал, что основная причина терроризма в мире кроется в неравенстве развития. Речь идет о том, что религия не является фактором разъединения и загнивания. Напротив, она есть сила, способная решать проблемы населения, вывести государство из кризиса, духовно объединить народ.
Насколько нам понятно, здесь идет речь о миротворческой миссии религии. То есть, для того, чтобы нейтрализовать активность экстремистов, радикалов, террористов всех мастей, нам следует укреплять наше единство. Безусловно, самым значимым шагом в борьбе с религиозным экстремизмом является религиозная грамотность населения. Для того чтобы быть грамотным в вопросах религии необязательно окончить религиозные курсы. Религиозная грамотность складывается из знаний национальной истории, наряду с традициями быть в курсе мировых тенденций. Одной из граней религиозной грамотности является любовь к Родине и почитание национальных традиций, истории народа. Дело в том, что каждый человек, решившийся изучить историю казахов, обнаружит, что наш народ никогда не начинал захватнические войны, никогда не принижал другие нации и религии.
Религия превратилась в ключевую часть духовной культуры человечества. Поэтому следует через религию увидеть духовную связь между людьми, межнациональное согласие и единство общества. Религия создает благоприятные возможности для сохранения и укрепления общечеловеческих ценностей и национальных традиций и обычаев.
Религия, если ее правильно придерживаться, есть достоинство, если нет, то она – горе. Народ, не сумевший оценить достоинство, обречен на горе. История многократно свидетельствует об этом. Религия – духовная пища. А для тех, кто не знает, она – огонь, который может превратиться в пожар. Только вчера мы пережили ужасы тоталитарного режима. Не могли открыто говорить, что мы казахи. Опасались признаться, что родной язык – казахский. Сейчас настали другие времена. И мы с гордостью говорим о принадлежности к казахской нации, и о родном языке. Такое счастье пришло к нам с независимостью.
Вместе с тем, хватает и последствий деятельности различных, чуждых нашему менталитету религиозных течений, которые вредят обществу, прикрываясь именем ислама. Некоторые наши молодые люди пошли на поводу всякого рода вахабитов и салафитов, которые внедрились в казахстанское общество. Вот почему нам, в первую очередь, необходимы духовные знания. Только на основании таких знаний мы научимся осознанно отличать белое от черного. И тогда мы сможем направить энергию религии на духовное воспитание населения, добиться, чтобы она служила интересам нации, чтобы мусульманство и вера объединяла людей.

Центр исследования проблем религий акимата Жамбылской области

ПЕРЕНЯТЬ ТОЛЬКО САМОЕ ЛУЧШЕЕ

Казахский народ всегда отличался сдержанным и рассудительным отношением к религии. То есть религия и национальные традиции и обычаи здесь гармонично переплелись воедино. Если внимательно перелистать историю, то увидим, что на казахской земле не было серьезных конфликтов и столкновений на религиозной почве. А вот сейчас из-за влияния нетрадиционных религиозных течений, которые считают свои идеи абсолютной истиной, наблюдается деление на религиозной основе. Под отрицательным воздействием деструктивных сил на религиозной площадке Казахстана появились фанатично настроенные группы.

Религиозный фанатизм есть принятие одиозных религиозных установлений, бессознательное подчинение им. Впервые понятие фанатизма внедрил католический епископ, один из главных идеологов французского абcoлютизма Ж. Бoccюэ (1627 — 1704). По мнению немецкого философа К. Яcпeрcа, фанат — это человек, который посвятил себя какой-то обязанности. И его глаза и сердце его уже не видят ничего, кроме определенной цели. Для ее достижения такой человек готов бессознательно пожертвовать всем, что у него имеется. Психолог Д. Oльшанcкий считает фанатизмом исступленную преданность какой-нибудь вере или точке зрения и нетерпимость к другим взглядам. Известный русский филocoф Н. Бeрдяeв в статье «О фанатизме, oртoдoкcии и истине» пишет, что фанаты и oртoдoкcы считают себя изобличителями инакомыслия, приверженцами истины, но при этом они истину ставят выше свободы. Филocoф такое мировоззрение считает заблуждением и самообманом.
Русский ученый И. Бeляeв выделяет две точки зрения, по которым человек становится фанатиком, — паccивно-cпиритoцeнтриcтское или активно-cпиритoцeнтриcтское. Фанатической точки зрения паccивно-cпиритoцeнтриcтского толка придерживаются аскетического склада характера люди. Служебная активность людей этой группы направлена на избавление от зависимости от конкретных жизненных обстоятельств. Такой человек ограничивает себя от телесных наслаждений, старается быть воздержанным. А люди из группы активно-cпиритoцeнтриcтского направления относят себя к спасителям мира и считают, что они указывают путь к святости. Фанатики этого течения нацелены на то, чтобы подчинить своей воле окружающих, навязать им свой выбор, мысли и мнение. Они считают, что такими действиями они ведут остальных к абсолютной истине. Из фанатического сознания подобного типа и проистекают радикальные мысли.
Чтобы понять изменения сознания людей в религиозных течениях, следует знать предпосылки к формированию личности религиозного фанатика. Ведь человек при адаптации к жизни не сразу становится фанатиком. Под воздействием пламенных речей харизматичных лидеров, установок, которые они дают, книг и другого человек постепенно превращается в духовного раба, беспрекословного верующего и даже проповедника. В душах поддавшихся религиозному фанатизму людей происходят психологические перемены. То есть им присуща акцентуация характера. Наука так объясняет акцентуацию характера: это чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы, граничащий с психопатией. И выделяет более десяти видов акцентуаций характера человека. Но мы заострим внимание на четырех из них, ярко характеризующих религиозных фанатиков.
Первый тип — демонстративный (истероидный) — выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания; поведение, характеризующееся авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании.
Второй тип — шизоидный, которому присущи отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания, трудностях в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения.
Третий тип — эпилептоидный, со склонностью к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность.
Четвертый тип — застревающий (паранойяльный). Здесь присутствуют повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других и, как следствие, высокая конфликтность.
Формирование фанатиков этих типов крайне опасно.
Подготовка религиозных фанатиков деструктивными религиозными организациями происходит в несколько этапов. Эти религиозные организации при привлечении в свои ряды новых членов проводят операцию «очистки сознания». То есть начинается работа по внедрению в их сознание идеологии деструктивной организации, чтобы они полностью забыли прожитую жизнь. Человек, вошедший в новую для себя религиозную организацию, начинает беспрекословно выполнять ее требования. Главная цель деструктивной религиозной организации — полное подчинение человека своей воле. Религиозный фанатик демонстрирует неприятие мнений и взглядов, которые противоречат нормам религии, которой он придерживается. Он выступает против и законов государства, и мнения авторитетных личностей. Оказавшись под влиянием агрессивной эмоции, он ступает на путь психологической борьбы, чтобы отстоять свою идею. Мировоззрение поддавшегося религиозному фанатизму человека вступает в конфликт с интересами государства, национальным самосознанием. Такой человек вычеркивает из своей жизни патриотизм, политическую активность, а вместо них основными ценностями считает деструктивные религиозные идеи. Целью религиозного фанатика является изменение окружающей среды на основе своих утопических идеалов. Например, приверженцы организации ДАИШ, руководствуясь идеей построить «Исламское государство», развязали кровавую войну в Сирии и Ираке. Сколько тысяч невинных людей погибло при этом? Сколько миллионов вынуждены бежать с родной земли, чтобы избежать ужасной смерти? Будто этого мало, ДАИШ стал на путь вандализма, уничтожая памятники древней цивилизации на территории Сирии и Ирака. Религиозный фанатизм представляет из себя опасность для любого общества, потому что несет с собой мракобесие. В казахском обществе, живущем при светской правовой системе, верующим следует придерживаться умеренных взглядов. И знать, какие фанатические идеи деструктивных религиозных организаций угрожают безопасности Казахстана.
1. Пропаганда фундаментальных установлений в религии и непризнание образа современной жизни. То есть они под предлогом возвращения к истокам чистой религии хотят посеять в обществе смуту и хаос.
2. Отказ от национальных традиций и обрядов казахского народа.
3. Ликвидация семейных институтов из-за расхождений взглядов на религию.
4. Сопротивление сформировавшейся светской государственной системе и стремление построить религиозное государство.
Все эти угрозы прокладывают путь к ликвидации национальной и религиозной уникальности, сложившейся на казахской земле. Первый Президент Нурсултан Назарбаeв в интервью в Улытау в 2014 году поделился мыслями о некоторых проблемах, которые волнуют казахское общество. Он сказал, что в мире существуют религиозные течения, способные навредить нам. Есть люди, которые преследуют цель установить государственную религию, через кровь, войны и религию построив государство. Стремление заново учредить халифат времен сахабов пророка Мухаммеда, когда на мировой арене блистали Абубакир, Омар, Осман, Али, порождено намерением захватить власть. Мы должны максимально приблизить религию к истинной вере и перенять от нее только самое лучшее, чтобы избавиться от такой идеи. Чтобы исполнить священные установления Корана, будет правильным способствовать процветанию религии, оказывая помощь нуждающимся, жалея и поддерживая друг друга, уважая старших, воспитывая детей, защищая народ и Родину, призывая соотечественников к единству. И тогда от религии государству будет большая польза и забота. Она объединит народ. Вот такой ислам нам следует уважать.
Этими словами он призвал народ правильно понимать религию, не следовать за теми, кто извращает, фальсифицирует ее.
Казахcтан — молодое независимое государство. Наши предки веками мечтали о независимости. Поэтому наша святая обязанность — беречь ее как зеницу ока. А для этого нам нужно национальное единство. Надо предупреждать все угрозы, которые направлены на нарушение целостности государства. Для казахстанского общества, в котором действуют 18 конфессий и 3720 религиозных объединений, крайне важна религиозная стабильность.
«Нам нельзя допустить, чтобы искренняя вера во Всевышнего подменялась агрессивным и разрушительным фанатизмом. Слепой фанатизм абсолютно чужд психологии и менталитету нашего миролюбивого народа. Он противоречит ханафитскому мазбаху, которого придерживаются правоверные Казахстана».
Центр изучения проблем религии акимата области

НУЖНЫ ЗНАНИЯ, ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬ В ПАУТИНУ ПСЕВДОУЧЕНИЙ

С тех пор, как мы обрели независимость, о которой веками мечтали наши предки, стала возрождаться и духовность. Известно также, что ислам стал набирать силу в нашем обществе. Ислам и правовые, гуманистические идеалы народов, проповедующих эту религию, их философия и культура не только тесно переплелись, но и взаимодополнились, оказывая серьезное влияние друг на друга. В результате он проник в сознание народов, на территориях которых был распространен, и превратился в их религиозно-духовную, культурную ценность. Потому что ислам призывает людей к миролюбию, согласию, единству, добродетели, справедливости, чистоте, праведности. Что отвечает чаяниям всех народов.

Да, в религиозной сфере есть чем гордиться, множество положительных моментов. Однако есть и теневые стороны. Например, в средствах массовой информации, в других источниках сейчас часто употребляется словосочетание «религиозный экстремизм». Истина в том, что религиозные организации, пропагандирующие идеи религиозного экстремизма и терроризма, представляют большую опасность для всего человечества. Для достижения своих целей они не гнушаются насильственными мерами, несут в общество разлад, нарушают спокойствие людей. Представители таких течений покушаются на многовековые обычаи и традиции наших предков, утверждая, что «после благословения нельзя проводить ладонями по лицу, потому что это нововидение», «приветственный поклон невестки – ширк», «игра на домбре – грех». И таких противоречащих национальным и религиозным традициям казахского народа запретов у них множество. К сожалению, нашлись и такие наши соотечественники, которые пошли у них на поводу, считая национальные ценности предосудительными. А ведь это угрожает целостности нашего государства, поскольку вносит разлад между людьми, наводит тень на мусульман в целом. Нам известно, что деятельность религиозных организаций порождает недоверие между самими мусульманами, приводит к распрям, больше того – к кровопролитиям. И тут уместен вопрос: а кому выгодно вычеркнуть из сознания казахского народа мазхаб «ханафи» и религиозное учение «матуруди», которым веками следовали наши предки? Кому выгодно, чтобы новые поколения казахов забыли прогрессивные национальные обычаи и традиции? Это дело рук неграмотных самозванцев, которые выражают несогласие с нашей традиционной религией, ставят своей целью извратить ее, хотят создать общество мракобесия и манкуртства.
Ученые и эксперты, исследующие вопросы ислама, разделение верующих на разные течения связывают, в первую очередь, с социальными факторами. То есть, люди, которые не нашли места в жизни, из нуждающихся семей, в большинстве случаев ищут утешения в религии. Распространители радикальной идеологии, которые стараются использовать такие удобные случаи в своих целях, отравляют сознание потерявших себя людей, по-своему интерпретируя слова священного Корана. Таким образом они, якобы указывая пути выхода из тупика, направляют эмоции людей против общества.
В целом ученые и эксперты мира по-разному трактуют термин «экстремизм». Но в одном их мнения совпадают: экстремизм есть явление, которое несет угрозу обществу, государcтву и в целом всему миру. А религиозный экстремизм, который является его неотделимой частью, ставит своей целью извратить традиционную религию, активно пропагандировать чуждые «идеи», действовать против принципов светской системы.
Религиозный экстремизм и терроризм не имеют никакого отношения ни к исламу, ни к какой другой религии. Слово ислам в переводе с арабского языка означает «приветствие», «тишина», «мир». В исламе не встречаются действия и понятия, как терроризм, экстремизм или оказание давления, насилие, поступки, порождающие угрозу жизни человека или обществу. Больше того, ислам, как и другие традиционные религии, призывает людей совершать только добрые дела. Основная причина терроризма в мире кроется в неравенстве развития. Речь идет о том, что религия не является фактором разъединения и загнивания. Напротив, она есть сила, способная решать проблемы населения, вывести государство из кризиса, духовно объединить народ.
Насколько нам понятно, здесь идет речь о миротворческой миссии религии. То есть, для того, чтобы нейтрализовать активность экстремистов, радикалов, террористов всех мастей, нам следует укреплять наше единство. Безусловно, самым значимым шагом в борьбе с религиозным экстремизмом является религиозная грамотность населения. Для того, чтобы быть грамотным в вопросах религии необязательно окончить религиозные курсы. Религиозная грамотность складывается из знаний национальной истории, наряду с традициями быть в курсе мировых тенденций. Одной из граней религиозной грамотности является любовь к Родине и почитание национальных традиций, истории народа. Дело в том, что каждый человек, решившийся изучить историю казахов, обнаружит, что наш народ никогда не начинал захватнические войны, никогда не принижал другие нации и религии.
Религия превратилась в ключевую часть духовной культуры человечества. Поэтому следует через религию увидеть духовную связь между людьми, межнациональное согласие и единство общества. Религия создает благоприятные возможности для сохранения и укрепления общечеловеческих ценностей и национальных традиций и обычаев.
Религия, если ее правильно придерживаться, есть достоинство, если нет, то она – горе. Народ, не сумевший оценить достоинство, обречен на горе. История многократно свидетельствует об этом. Религия – духовная пища. А для тех, кто не знает, она – огонь, который может превратиться в пожар. Только вчера мы пережили ужасы тоталитарного режима. Не могли открыто говорить, что мы казахи. Опасались признаться, что родной язык – казахский. Сейчас настали другие времена. И мы с городостью говорим и принадлежности к казахской нации, и о родном языке. Такое счастье пришло к нам с независимостью.
В целом патриотизм имеет исключительное место в деле усиления духовного иммунитета молодых людей против религиозного экстремизма и терроризма. Патриотизм является производным от греческого слова «patris» (родина) и выражает любовь к Родине, честность по отношению к народу. Поколение, знающее национальную историю, культуру, традиции и обычаи, гордится ими и продолжит строительство государства.
Вместе с тем, хватает и последствий деятельности различных, чуждых нашему менталитету религиозных течений, которые вредят обществу, прикрываясь именем ислама. Некоторые наши молодые люди пошли на поводу всякого рода вахабитов и салафитов, которые внедрились в казахстанское общество. Вот почему нам, в первую очередь, необходимы духовные знания. Только на основании таких знаний мы научимся осознанно отличать белое от черного. И тогда мы сможем направить энергию религии на духовное воспитание населения, добиться, чтобы она служила интересам нации, чтобы мусульманство и вера объединяла людей.

Центр исследования проблем религий
акимата Жамбылской области

ПОДЧИНЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЕ НЕ ЕСТЬ РАБСТВО
Казахстан в 1991 году получил независимость, узаконил границы с соседями и объявил себя демократическим, светским и правовым государством, поставившим перед собой цель поднять разрушенную экономику, улучшить благосостояние населения и войти в топ 50 наиболее развитых стран. Светская модель управления в кратчайшие сроки вывела республику в число конкурентоспособных государств мира.
Светскость не значит атеистичность, то есть безбожие. Насколько свободен только что родившийся младенец, настолько свободны миролюбивые граждане Республики Казахстан, представляющие свыше 130 этносов, в выборе, какую религию исповедовывать, либо жить, не выбирая никакую из них. В стране гарантируется свобода вероисповедания. В Казахстане большинство населения исповедует ислам. Поэтому будет уместно вспомнить, что в 256-м аяте суры «Бакара» сказано: «В религии нет насилия», а в 29-м аяте суры «Каф»: «Скажи, что эта истина от Бога. И пусть тогда желающие верят, а остальные выступят против». Из этих слов можно понять, что традиционное религиозное мировоззрение совпадает с установлениями светскости.
Поскольку мы являемся многоэтническим и многоконфессиональным государством, то вполне закономерно, что в нашей жизни присутствует религиозный плюрализм. Книги, религиозные обряды, праздники и вера христиан, мусульман и буддистов отличаются друг от друга. Но эти особенности не должны приводить к межрелигиозным и межэтническим конфликтам. Дело в том, что ученые Средневековья нашли пути решения подобных проблем. Остается лишь довести их труды до сознания молодых людей, которые многого еще не знают. Представители всех религий сходятся в одном — все они считают наибольшей ценностью жизнь человека, его здоровье, свободу совести и независимость. Мыслитель Шакарим в стихотворении «Бұл кездегі діндердің бәрі нашар» («Все религии нынешнего времени плохи») писал, что религия была нацелена на объединение людей, но получилось наоборот.
Елбасы Нурсултан Назарбаев в интервью, данном в Улытау, сказал, что казахи никогда не теряли свою религию. Общество готовит образованных людей, способных пропагандировать религию. Это правильно, потому что народу нужны и вера, и традиции. Но необходимо знать, что народы, считающие верной лишь их религию, сталкиваются с большими трудностями. Сколько людей терпят бедствие только из-за того, что мусульмане разделились на суннитов и шиитов! И католики воюют друг с другом из-за непонимания и неприятия течений. Поэтому мы должны быть осторожны. Будет правильным, если мы не станем восхвалять нашу религию, принижая другие. Тогда и мусульманская религия станет уважаема.
Вот так Первый Президент подчеркнул необходимость почитать традиционные религии и уважать все нации.
Также он предосторег от ошибок. Он сказал, что есть религиозные течения, которые вредят нам. Есть такие люди, которые не чураются кровопролития и войны, чтобы устроить переворот и создать религиозное государство, сделать религию государственной идеологией. Тем самым напомнил о присутствии в нашем обществе граждан, которые находятся в заблуждении и выступают против традиций и обычаев, оставленных нам в наследство предками, против светских ценностей, Основного закона страны. А ведь в 3-м пункте 3-й статьи Конституции записано: «Никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Присвоение власти преследуется по закону». Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту страны в пределах его конституционных полномочий. Правительство республики и иные государственные органы выступают от имени государства в пределах делегированных им полномочий.
В соответствии с Конституцией все граждане Казахстана независимо от их национальной принадлежности обязаны подчиняться законам страны. Это положение соответствует принципу Героя Советского Союза Бауыржана Момышулы, который говорил, что без дисциплины нет народа, подчинившийся дисциплине не станет рабом.
По поводу подчинения руководителю в 59-м аяте суры «Ниса» священного Курана сказано, чтобы люди повиновались Аллаху, повиновались пророку и собственным правителям. Если возникнут ссоры и стычки, чтобы обращались к Аллаху и пророку. Еще сказано: если вы (люди) поверите в Аллаха и в судный день, то ваши дела будут милосердными и результативными. В хадисе «аль-Бухари и Муслим» нашего пророка сказано: «Кто повиновался мне, тот повиновался Аллаху. Кто не повиновался мне, тот не повиновался Аллаху. Кто подчинился руководителю, тот подчинился мне. Кто не подчинился руководителю, тот не подчинился мне».
Но, несмотря на это, члены радикальных групп призывают выступать против людей, которые правят страной. Они руководствуются 57-м аятом суры «Ангам», в котором сказано, что вся власть у Аллаха. Он принимает справедливые решения. В принятии решений нет никого лучше Аллаха. Этот аят был искажен хауарижами во времена правления Хазрета Али. Члены данного религиозного течения искали изъяны в его методах правления, чтобы очернить Хазрета в глазах населения, и объявили о неподчинении власти. Тогда Хазрет Али так объяснил смысл приведенного аята: «Да, решения принимает только Аллах. Однако людям нужен руководитель, будь он набожным или нет. Если руководитель является мусульманином, то его решения обязательны к исполнению. А если он не мусульманин, следует прислушаться к нему». Тем самым он разоблачил злые умыслы течения хауарижов. Вот почему наши предки считали подчинение закону повиновением Аллаху. Они жили по принципам милосердия и доброты и оказали братскую поддержку и помощь всем, кто по воле судеб оказался на казахской земле, несмотря на их национальную, расовую и религиозную принадлежность.
В бескрайних казахских степях издревле имели силу правила светскости и гуманизма. И наша задача заключается в том, чтобы донести до сознания подрастающего поколения религиозное мировоззрение казахского народа. Время диктует, чтобы нынешнее и будущие поколения жили в демократическом, светском, правовом государстве. Это веление истории.
Центр исследований проблем религий
акимата области

Leave A Reply

Your email address will not be published.