ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ЕГО ЦЕННОСТЬ

0

Этимологически слово “толерантность” восходит к латинскому tolerantia, что означает “выносливость”, “стойкость”. В английский язык глагол tolerate пришел через старофранцузский и стал употребляться с начала XV в. в значении “выносить страдание, демонстрировать силу духа”. На основе глагола tolerate в английском сформировались два существительных: tolerance , способность принимать иные чувства, верования и привычки; умение смиряться с неприятными вещами и toleration практика приятия, смирения с чем-либо. В первой половине XVI в. слово также приобрело значение “разрешение, позволение со стороны властей”, что главным образом относилось к возможности отправления иных религиозных культов. Исторически веротерпимость стала первой формой проявления толерантности. Здесь толерантность соотносится с позволением, разрешением на инаковость. Термин “толерантность” получил широкое распространение в эпоху Просвещения. В 1689 г. было опубликовано “Письмо о терпимости” британского философа Джона Локка. В латинском оригинале название послания звучало как EpistoladeTolerantia. Его первая публикация была на латыни, но сразу же была переведена на другие языки. Работа Локка возникла на фоне опасений, что католицизм может захватить Англию, и отвечает на проблему религии и правительства, предлагая религиозную терпимость в качестве ответа. Под толерантностью, терпимостью, Локк понимал отказ от насилия как средства приобщения человека к вере. Благодаря трудам Локка и других просветителей Вольтер, Дидро, понятие “толерантность” прочно вошло в политический словарь. Долгое время под толерантностью понимали в основном веротерпимость, но постепенно слово освободилось от сугубо религиозного оттенка. К XIX в. понятие “толерантность” окончательно приобрело знакомое нам значение терпимости и снисхождения к иному мировоззрению, образу жизни, обычаям. Так же Вольтер известен своей борьбой против религиозного фанатизма, против преследований невинно осужденных. Как отмечал В. Г. Короленко, «Вольтер сделал великое дело – выступил защитником несправедливо осужденного. Я не говорю о том, сколько мрачных предрассудков разрушено им, но вот эта его упрямая защита безнадежного, казалось, дела, это великий подвиг. Он понимал, что человек прежде всего должен быть гуманным человеком. Необходима – справедливость». Это высказывание о деле Жана Каласа. Сейчас термин толерантность достаточно известен, он на слуху, но все же многие люди не вкладывают в его сущность тот смысл, который необходим. Понимая его значения, но в действиях и словах пропагандирующие обратное. Особенно это касается родителей, воспитывающих молодежь. Часто бывает так что в междоусобицах взрослые люди начинают переходить «на личности» и оскорблять друг друга на почве разницы в нации, этносе, религии и т.д. Сейчас толерантность это не просто дозволение, допущение, разрешение быть другим, а понимание того, что все мы едины, не смотря на разницу во взглядах, на основе этого мы взаимоуважительны друг к другу. Религиозная толерантность – это толерантное отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждая религиозно-конфессиональная общность следует своим религиозным убеждениям и признает право других. Так как на территории нашего государства проживают адепты разных религиозных направлений, толерантность — это то, что позволяет сохранять дружеские отношения друг с другом. Модель взаимоотношений где люди с разными взглядами на религию живут бок о бок и воспитывают детей в понимании и согласии строиться каждым гражданином и поддерживается ежедневно.
На примере исторических событий в средневековой Европе и не только, мы видим необходимость толерантности. Но когда мы говорим о толерантности ставиться вопрос о бессилии и снисходительности. Это включает в себя 2 пункта о толерантности к нежелателен толерантности и о толерантности ко всем ее проявлениям и к тому же, что выбивается и противоречит всем нормам общества. Это называется парадокс Поппера. Если, сделав вывод, задаться вопросом как быть? То на него можно ответить цитируя категорический императив, или императив нравственности, который формулируется Кантом следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства», “Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству”. Межконфессиональное согласие, построенное в нашем государстве, позволяет жить гражданам с гарантией защиты прав и свобод, в дружеском и многоконфессиональном обществе. Обеспечить такую возможность, задача и цель как государства, так и каждого гражданина нашей страны, поддерживать и развивать согласие и толерантность друг к другу. 16 ноября – международный день толерантности, который ежегодно отмечается во всем мире в том числе в Казахстане. В нашем обществе существует толерантное отношение между религией и государством, а также между разными религиями. Такие взаимоотношения выстраивались на протяжении всей истории становления Независимого Казахстана с огромным трудом. Толерантность необходимо прививать молодежи, во всех сферах деятельности говорить об этом. Это залог добрых и уважительных взаимоотношений в будущем. В современном мире и обществе встречаются разногласия, именно поэтому нам необходимо воспитывать молодёжь в духе уважения и толерантности. Любое неосторожное, резкое слово или действие в отношении кого-либо может повлечь необратимый процесс переходящий из недопонимания, разногласий в конфликтные действия. Уважение к другим ведёт к уважению к тебе, необходимо всегда помнить об этом. Гармоничное, взаимоуважающее, толерантное, светское общество – вот к чему стремимся мы сегодня. В нашем многоконфессиональном и многонациональном государстве залогом крепких и дружественный отношений является толерантность.
www. KAZISLAM.KZ

Leave A Reply

Your email address will not be published.