ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ ВСТРЕТИЛСЯ С МИНИСТРОМ

0

7 сентября в Главной республиканской мечети столицы состоялась встреча Верховного муфтия Наурызбай кажы Таганулы с министром Информации и общественного развития Дарханом Кыдырали.
На встрече Дархан Куандыкулы уделил внимание таким актуальным вопросам, как прославление преемственности религии и традиций, повышение уровня образования имамов, защита молодежи от идеологии деструктивных религиозных течений, популяризация среди молодежи культурных ценностей, показывать деятельность казахских деятелей и их нравственную жизнь примером для подрастающего поколения.
Наурызбай кажы Таганулы рассказал о работе Духовного управления на благо страны и планах и проектах, предпринимаемых в направлении религиозного просвещения, проповеди, широкого прославления в обществе национальных ценностей. Кроме того, министр был проинформирован о предстоящем форуме имамов республики.
В завершение встречи стороны договорились о реализации общих проектов на благо и будущее страны.

ПРОХОДИТ ОБУЧАЮЩИЙ
СЕМИНАР ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ «ХАЛАЛ ДАМУ»
Специалисты «Халал Даму» ДУМК принимают участие в трехдневном тренинге-семинаре «Система управления безопасностью пищевых продуктов» в учебном центре «QMDB Halal», открытом по инициативе Верховного муфтия Наурызбай кажы Таганулы.
На семинаре под председательством директора «Халал Даму» Айбека Аскарбекулы специалистам читает лекцию Айтмухан Айткожаулы, специалист в области технического регулирования и системы менеджмента и оценки соответствия «Казахского института стандартизации и метрологии».
«Повышение квалификации сотрудников, совершенствование знаний специалистов очень важно в развитии предприятия. В связи с этим, на основе двусторонних переговоров, была предпринята организация совместных обучающих-семинаров и мероприятий под руководством организации «Казстандарт». Специалисты слушают лекции на темы «Основы законодательства РК по техническому регулированию», «Требования к производителям пищевых продуктов на основе СТ РК ISO 22000-2009», «Пищевая продукция и система безопасности на основе ХАССП», «Требования технических регламентов на пищевые продукты». По окончании семинара специалистам будет вручен специальный сертификат», — сказал Айбек Аскарбекулы, отметив, что уже стало традицией «Халал Даму» проводить различные обучающие семинары и организовывать практические мероприятия на отечественных и зарубежных предприятиях в целях совершенствования знаний и навыков специалистов.

ПРОШЛО ІІІ ЗАСЕДАНИЕ
ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ДУМК
В Алматы под председательством Верховного муфтия Наурызбай кажы Таганулы состоялось третье заседание Экспертного совета при Духовном управлении мусульман Казахстана.
В работе Совета приняли участие известные ученые, специалисты, религиозные преподаватели нашей страны.
Верховный муфтий Наурызбай кажы Таганулы подчеркнул роль Экспертного совета ДУМК в обществе. «Сегодня мы живем в ответственный период. В каждом времени есть свои вопросы и проблемы. Имеется достаточно проектов для реализации и в религиозной сфере. В этом направлении предстоит большая совместная работа. Приглашаю всех вас к совместной реализации общих целей», — сказал Наурызбай кажы Таганулы.
В работе заседания были обсуждены вопросы всестороннего продвижения национальных ценностей, реализации новых религиозно-духовных проектов в новом Казахстане.
Члены совета представили свои предложения по совершенствованию работы в религиозной сфере с использованием современных методов.

ИСКРЕННОСТЬ В РЕЛИГИИ – ЭТО ЛЮБОВЬ К ВСЕВЫШНЕМУ АЛЛАХУ
Когда человек начинает свою жизнь и делает первые свои серьезные шаги в лоне праведности и богобоязненности, тогда такой человек будет в любви и милосердии Всевышнего Аллаха.
Ученый Ислама, Имам ал-Газали сказал в своих написанных трудах, слушай наставления Исламаи, если ты нашел время и в твоих руках моя книга, и ты его читаешь – это значить, что ты ищешь знания праведности и богобоязненности, что приведет тебя к счастью и спокойствию.
Мы мусульмане должны стремится делать такие поступки, которыми был бы доволен Всевышний Аллах. Самое главное здесь, это наша намерение и искренность перед Творцом и Создателем всех миров. Если человек поймёт, что самое главное – это то, что в его сердце, и будет все делать искренне, тогда его поступки будут приняты Всевышним Аллахом. Нужно уметь совершать свое поклонение Всевышнему искренне и с большой любовью к нему. Всевышний Аллах в Священном Коране в суре «аз-Зумар» сказал: «Поклоняйся же Аллаху, очищая перед Ним веру. Воистину, чистая вера может быть посвящена одному только Аллаху». Наш любимый Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Сладость веры ощутит тот, в ком (соединятся) три (качества: кто) будет любить Аллаха и посланника Его больше всего остального, и будет любить (того или иного) человека только ради Аллаха и будет не желать возвращаться к неверию после того, как Аллах спас его от него, так же, как не желает он быть ввергнутым в Огонь». Этот хадис приводит имам ал-Бухари и имам Муслим.
Человек, у которого есть такие качества он обязательно будет на истинном пути и найдет свое достойное место в этом мире и в будущем. Пост в месяц Рамазан – это важный аспект исламских основ, это фард (обязанность) из пяти основных постулатов Ислама, поэтому мы должны его совершать предано и от чистого сердца с любовью к Всевышнему Аллаху.
Любовь к Аллаху является самой дорогой наградой, к которой должен стремиться каждый человек. Любовь к Аллаху – это статус, к которому стремятся праведники. Это пища для сердца и души, радость для глаз. Жизнь того, кто не стремится к любви Всевышнего Аллаха, не представляет это важным,такой человек мертв, так как в нем погас тот свет, который способен привести его к довольству Аллаха и Раю в последующем. Именно дух веры и добрые дела, с помощью которых можно стать ближе к Аллаху. Когда в человеке нет стремления к достижению любви Аллаха, такой человек подобен телу без души. Всевышний Аллах в Священном Коране в суре «ал-Бакара» говорит: «А те, которые уверовали, они сильнее любят Аллаха».
Имам Ибн Касир в своем толковании к этому хадису, приводит хадис, где Абдуллах ибн Мас‘уд спросил у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Какой грех самый великий?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Это приобщить к Аллаху равного в то время, как Он сотворил тебя и любит тебя». Этот хадис приводит имам ал-Бухари.
Далее Имам Ибн Касир дает еще одно толкование к словамВсевышнего Аллаха в Священном Коране «Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. И по причине того, что верующие люди любят Его, признают его единство и возвеличивают его, они не приобщают к Нему сотоварищей и поклоняются лишь Ему одному. Они уповают на Него и прибегают к Его защите во всех своих делах.
Вот эти качества, которые должны быть у людей намеревающийся держать пост в Священный месяц Рамазан. Мы должны знать, что любовь правоверных к Аллаху является искренней. Правоверные любят Господа, Который действительно заслуживает искренней любви, любовь к Которому является свидетельством праведности и залогом счастья ипреуспевания, тогда как идолопоклонники любят своих идолов или богатство и роскошную жизнь, или еще больше власть в этом мире,что совершенно не заслуживают любви, ведь такая любовь приводит к разочарованиям и духовной нищете.
Именно поэтому Аллах предостерег людей, которые приравнивают творения к Аллаху, повинуются своим идолам вместо Всевышнего Аллаха, несправедливо относятся к людям для достижения своих меркантильных интересов, сбивают с прямого пути и причиняют людям вред –именно они увидят воочию свое наказание в День воскресения. Вот тогда они убедятся в том, что могущество целиком и полностью принадлежит Аллаху, и в том, что они совершенно беспомощны.
Ислам открытым текстом свидетельствуют о том, что уверовавшие добрые верующие любят своего Всевышнего Аллаха. Не соответствует действительности утверждение, что любовь к Аллаху не имеет другого смысла, кроме проявления покорности Ему, поскольку покорность Аллаху – это плод на древе любви к Нему. В какой бы мере, верующий ни любил Аллаха, в той же мере он и подчиняется Ему.
Нет предела благам Аллаха, которыми Он одаривает нас: они сходят с неба, исходят из земли, они находятся и в нас самих – человек тонет в благах Всевышнего Аллаха Милостивого и Милосердного.Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Любите Аллаха, ведь Он благодетелен (одаривает вас благами)». Этот хадис приводит имам ат-Тирмизи.
Ещё один способ приумножения любви к Аллаху – это ду‘а (мольба или молитвы) о приумножении этой любви. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) всегда просил: «О, мой Аллах, одари меня любовью к Тебе, превосходящей любовь ко всему остальному!». Высокочтимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также обращался к Аллаху со словами: «О, мой Аллах, прошу у Тебя любви к Тебе, любви ко всем, кто любит Тебя, и любви ко всем деяниям, что приближают меня к Тебе».
Каждый человек должен стремится к тому, чтобы его поступки шли от сердца и чистых намерении, и пост в месяц Рамазан нужно держать с искренними намерениями и любовью к Всевышнему Аллаху.
Кайрбеков Нурлан, доктор PhD религиовед, исламовед, заведующий отдела религиозной экспертизы ДУМК

ЧЕЛОВЕК И ТРУД В ИСЛАМЕ
В исламе особое значение имеет трудолюбие мусульманина, его труд и соответственно награда за труд. Всевышний Аллах создал всю природу на благо человека, и он в полной мере имеет права пользоваться благами природы.
В суре «Исра 70 аяте Всевышний Аллах сказал: « Мы поставили человека на почетное место, дали возможность жить на суше и воде, Мы создали его для благих дел и вознесли над всем живым, что Сами создали». Мольба и труд это возможность трудиться – этоистинное благодарность раба, посредством которого раб познает благо и награду. Доказательства тому аят в суре «Нажм 39-42 аяты»,где говорится: «Человечество достигнет успеха через праведные труды свои. И познает он плоды своего труда. И вскоре получит он щедрые результаты своих деяний. И, несомненно, он попадает к Нему».
Естественно, за трудом стоит награда и прибыль в суре «Бакара 22 аяте сказано», «…Благодатный дождь дает жизнь растениям, дает вам пищу». Трудящийся раб Аллаха благодаря милости Всевышнего получает и пищу и прибыль. Если в древности земледелие или животноводство были основными видами физического труда, в современных реалиях виды труда разнообразны, имеется ввиду умственный и педагогический труд и.т.д. Достопочтимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), в изречениях сообщил: «Для каждого мусульманина честно трудиться — это фарз (обязанность)»
Пророк и царь Дауд по вечерам выходил, переодеваясь так, чтобы его никто не узнавал и обходил свой народ и спрашивал об образе жизни Дауда.Однажды в образе человека явился ангел Джибриль, мир ему, и спросил его Дауд: «Что скажешь о жизни Дауда», на что тот ответил: «Он прекрасный человек,если бы только не то, что он питается из казны, а не питается плодами своих рук». И вернулся Дауд к себе, плача и горюя, и сказал:«О, Аллах научи меня ремеслу, чтобы я смог с твоей помощью находить себе пропитание своим трудо».Тогда научил его Аллах ковке кольчуг.
Пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует),увидев загрубевшие от труда руки сподвижника Саад ибн Муаза сказал:«Такие руки благословляет Аллах». Исходя из изречений Пророка(да благословит его Аллах и приветствует),можно сказать, что, деньги, заработанные честным трудом, и потраченные на нужды семьи записываются как садака(милостыня),а во время усталого сна прощаются грехи главы семьи».
Человек своим трудом не только зарабатывает пропитание и обеспечивает себе прирост капитала, тем самым меняет качество жизни. Но мы не должны забывать, что наделяет нас уделом только Всевышний Аллах и воздает за старания. Поэтому богобоязненность важный аспект в жизни каждого мусульманина. Потому что зарабатывать нужно лишь дозволенным путем, ведь запретным путем зарабатыватьзапретил сам Всевышний Аллах.
Пророк Мухаммад(да благословит его Аллах и приветствует),сказал:«Перед судным днем люди перестанут обращать, внимание на зарабатываемы деньги» имеется,что признаком конца света будет то,что люди будут только обращать внимание на прибыль, а не на его запретность или дозволенность. Поэтому и важна богобоязненность, ведь за честность заработанным стоит баракат(благословение), исходя, из этого и труд и зарабатываемые деньги должны быть честными.

Важно то, что мусульманин как индивидуум должен быть обладателем профессий, потому что ученные Ислама объясняют, что после приобретения знания, следующим фарзом (обязанностью)является приобретение хорошей профессий.
Обладателями углубленных религиозных знаний если являются ученные и алимы, то остальным фарзом после фарза (знание о пяти обязательств каждого мусульманина, Иман, Намаз,Ораза,Закят и Хадж) является профессия, потому что нужны разные профессий, так как если все станут улемами и религиоведами, тогдакто же будет лечить людей, строить дома и города. На данный момент наблюдается повсеместное участие желающих разбогатеть в тренингах на тему «бизнеса и обогащения». Но мы должны помнить что, богатство не главная цель мусульманина, цель дозволенность добываемого заработка. Мы должны помнить, что за тем, когда мы создаем труд или условия для труда, за ним стоит заработок наделенный баракатом. Абу Бакр, да будет им доволен Аллах, сказал:«Нельзя обогатиться лишь мечтая о богатстве»(имеется ввиду,нужен харакат (действие и труд), а за ним последует и баракат (благословение).
Основная часть сподвижников пророка Мухаммада(да благословит его Аллах и приветствует),были богатыми торговцами, но в то же время совершали зухд–были богобоязненными людьми.Абдуррахман ибн Ауф не представлял своей жизни без труда и считал низостью пользоваться плодами труда посторонних людей. Он оставил все свое имущество, когда перебрался в Медину. А когда один из знатных ансаров – ближайших помощников Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), Сагид ибн Рабийг предложил своему другу: «О, Абдуррахман, как ты знаешь, я самый состоятельный человек в этом городе готов передать тебе половину из своего богатства, помимо этого, у меня есть две жены, выбирай из них одну, я готов совершить талак, с условием, что ты женишься на ней». Хазрати Абдуррахман ибн Ауф сердечно поблагодарил его и сказал: «Пусть Всевышний возблагодарит тебя за все и преумножит твое состояние. Мне ничего не надо, только покажи, где у вас тут торговые места». Он направился в город и принялся создавать торговое место и за короткий срок возобновил свое предприятие (Сахих Бухари).
По этому поводу в книге Ал-Хаджара Аскалани «Мунаббихат» говорится,что «Признак истинного мусульманина в том, что он, тратит имущество и в бедности, и в богатстве одинаково(то есть только на дозволенное). Трудясь, мы подаём пример детям и прививаем любовь к труду. Иждивенческое настроение на подобие до сорока лет отец обеспечивает, а после сорока лет сын обеспечивает, не присущ мусульманину. Человек должен трудиться, зарабатывать, ведь в этом есть благо, именно зарабатывать, а не мечтать о больших легких деньгах. В суре Шура 27 аяте сказано:«Если бы Аллах увеличил удел Своим рабам, они стали бы бесчинствовать на земле.Однако он ниспосылает его в меру, как пожелает. Воистину, Он ведает о своих рабах и видит их».
Некоторые люди могут из-за слабого веры мечтать о больших деньгах, но Аллах, зная своего раба, дает его в меру, дабы человек не испортился. Омар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах)сказал: «Аллах нас испытал бедностью, мы прошли это испытание, а когда Он нас испытал богатством, мы не смогли пройти испытание». Малым ли окажется наш удел либо большим, мы должны помнить, что заработанное честным трудом имущество дозволено и оно слаще и угодное Всевышнему Аллаху. Дозволенное добывается тяжело, а запретное легко.
Что же касается сунны, то указанием на это служат слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине любому из вас взять верёвку, нарубить дров (и принести их) на собственной спине лучше, чем приходить к кому бы то ни было, и обращаться к нему с просьбами (а потом ждать), даст он что-нибудь или откажет». Сообщается, что, когда Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), спросили: «О, Посланник Аллаха, какой заработок является наилучшим?», – он ответил: «(Заработанное) человеком трудом его рук и (заработанное) любой честной торговлей».
Сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует),сказал:«Лучшим заработком является заработанный руками трудящегося, если он проявлял искренность». Это значит – если он проявлял мастерство, избегал обмана и всё сделал, как полагается.
Сообщается, что Омар ибн Аль-Хаттаб(да будет доволен им Аллах) сказал: «Пусть никто из вас не оставляет поисков своего удела, (возлагая свои надежды только на) слова «О, Аллах, даруй мне средства к существованию!» /Аллахум-ма-рзук-ни!/, ибо известно вам, что ни золото, ни серебро с неба не падает». Сообщается, что Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине ненавистен мне вид человека, не занятого ни делами мира этого, ни делами мира иного!».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), говоривший о птицах, сказал: «…которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются (в конце дня) с полными», ведь здесь подразумевается, что утром они улетают на поиски своего удела. Известно, что сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), занимались торговлей, путешествуя по суше и по морю, и возделывали свои пальмовые рощи, а с них необходимо брать пример. Тем из них, у кого не было имущества, доставшегося им по наследству, приходилось либо зарабатывать на жизнь своим трудом, либо заниматься торговлей.
Для того чтобы человеку было легко проявлять искренность, он обязательно должен быть убеждён в том, что прибыль и богатство мира вечного лучше прибыли этого мира и что мирские блага могут приносить пользу, пока человек жив; когда же приходит смерть, всё это исчезает, а все несправедливости и грехи, связанные со стяжанием богатств, остаются, так как же может разумный человек предпочесть низкое лучшему? Не следует забывать о том, что всё благо заключается в здравости религии. Человек, который поймёт, что подобные вещи наносят ущерб его вере и что вера станет его капиталом для торговли в мире вечном, не будет растрачивать свой капитал, приготовленный для бесконечной жизни, ради прибыли, которая будет приносить ему пользу считанные дни.
Казбек АХМЕТОВ,
имам мечети «Заря -Востока» г.Алматы
Материалы подготовлены по данным сайта www.muftyat.kz

НА СЪЕЗДЕ ЛИДЕРОВ
МИРОВЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ ОБСУДЯТ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
ЖЕНЩИН
Как стало известно, одно из секционных заседаний программы Съезда – “Вклад женщины в благополучие и устойчивое развитие современного общества и роль религиозных сообществ в поддержке социального статуса женщины”. Участники сессии обсудят насущные проблемы, с которыми сталкиваются женщины в разных обществах по всему миру, а также возможную поддержку, которую могут оказать им религиозные сообщества. Организаторы Съезда внимательно следят за наиболее актуальной повесткой в мире. Важно подчеркнуть, что роль женщин в рамках самых разных социальных институтов является темой, которая обсуждается все больше и шире. Мировые и традиционные религии также признают большую заслугу женщин в устойчивом развитии человечества. Сегодня женщины являются активными участниками религиозных организаций, участвуют в экономических, образовательных, медицинских и политических проектах. Религиозные традиции также претерпевают изменения исходя из трансформирующегося социального статуса женщин. Эти перемены, а также другие важные вопросы, вошли в повестку дня VII Съезда. В число спикеров указанного заседания вошел целый ряд выдающихся религиозных и общественных деятелей: Хейфа Абу Газаль, заместитель генерального секретаря Лиги Арабских государств по социальным вопросам; Серапион (Bishop Serapion), Епископ Лос-Анджелеса и Митрополит Южной Калифорнии и Гавайев Коптской православной церкви; Махмуд Эрол Килич, Руководитель Центра изучения истории ислама, искусства и культуры при ОИС (IRCICA); Афра Мухаммед аль-Сабри, Генеральный директор Офиса Министерства толерантности и сосуществования; Верховный муфтий Нуриддин Холикназаров, Председатель Духовного управления мусульман Узбекистана; Г-жа Исис Мария Боргес де Ресенде, Президент UniãoPlanetária; Джонатан Айткен, Президент организации “Христианская солидарность во всем мире”. Ожидается, что сессия состоится во второй день Съезда. Напомним, VII Съезд лидеров мировых и традиционных религий пройдет 14-15 сентября в столице. На мероприятие прибудут более 100 делегаций из 50 стран мира.

ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О СЪЕЗДЕ
ЛИДЕРОВ МИРОВЫХ И
ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ?
Проблема укрепления межконфессионального согласия и межцивилизационного диалога в свете угроз международного терроризма, исламофобии и национального сепаратизма требуют постоянного внимания со стороны международного сообщества, в том числе представителей крупнейших конфессий и религиозных организаций. Съезд лидеров мировых и традиционных религий (далее – Съезд) стал именно той нужной диалоговой площадкой которой объединила усилия религиозных лидеров всех стран мира. Не случайно земля Казахстана стало местом проведения подобной международной диалоговой площадки, аналогов которого нет в мире. Республика Казахстан с момента Независимости является примером выстраивания модели межконфессионального и межнационального согласия, равноправного обеспечения прав граждан, независимо от этнической и религиозной принадлежности. Понимая ценность согласия, она одним из первых предприняла попытку использования духовно-нравственного потенциала мировых и традиционных религий для профилактики и решения международных проблем и конфликтов, преодоления нетерпимости и ксенофобии. Впервые Съезд лидеров мировых и традиционных религий был созван 23-24 сентября 2003 года по инициативе Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева.
В шести Съездах лидеров мировых и традиционных религий в Астане, состоявшихся в 2003, 2006, 2009, 2012, 2015 и 2018 годах, приняли участие руководители и выдающиеся представители духовенства от ислама, христианства, иудаизма, буддизма, синтоизма, даосизма и других религий.
Цели Съезда: – поиск общечеловеческих ориентиров в мировых и традиционных формах религий; – функционирование постоянно действующего международного межконфессионального института для осуществления диалога религий и принятия согласованных решений. Главные приоритеты Съезда: – утверждение мира, согласия и терпимости в качестве незыблемых принципов человеческого существования; – достижение взаимного уважения и толерантности между религиями, конфессиями, нациями и этносами. Задачи Съезда: – укрепление традиций межрелигиозного и межконфессионального диалога в форме межрелигиозных съездов; – создание постоянно действующего органа Съезда для согласованной, объективной и компетентной подготовки идеологии и концепции будущих съездов; – сотрудничество и взаимодействие со всеми международными организациями и структурами, нацеленными на продвижение диалога между религиями, культурами и цивилизациями; – расширение диалога представителей разных культур и религий с привлечением к нему представителей светских и религиозных СМИ, молодежных объединений, научной и творческой интеллигенции; – углубление и упрочение взаимного понимания и уважения между религиозными общинами; – развитие культуры толерантности и взаимоуважения как противовес идеологии ненависти и экстремизма; – недопущение возобладания тезисов о «столкновении цивилизаций», выражающихся в противопоставлении религий и дальнейшей политизации теологических споров, а также попыток дискредитации одной религии со стороны другой; – продвижение глобального диалога между цивилизациями, культурами и религиями. Одной из важных инициатив, озвученных на данном Съезде, выступила идея о создании Международного центра культур и религий, которая стала рабочим органом Секретариата Съезда, в дальнейшем Центр был расформирован, с 2021 года его функции возложены на Центр Н. Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога» Министерства информации и общественного развития РК. В работе VII Съезда (14-15 сентября 2022 г.) планируется участие 108 делегаций из 50 стран, в том числе представители ислама, христианства, иудаизма, синтоизма, буддизма, зороастризма, индуизма, а также Верховный имам Аль-Азхара Ахмад ат-Тайеб, Папа Римский Франциск и другие религиозные лидеры и представители международных организаций. Впервые в работе Съезда примут участие представители джайнизма (Индия). Увы, обещанный приезд Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на Съезд не удался, и соответственно он не встретится с Папой Римским Франциском, визит которого в республику намечен на 13-15 сентября. В текущем году VII Съезд пройдет как во дворце Мира и согласия (Пирамида), так и параллельно в здании Дворца Независимости. Идея Съезда остается актуальной для мирового сообщества, об этом свидетельствует увеличение числа делегации от религиозных объединений и стран-участников, в том числе политических деятелей и международных организаций.

ДИАЛОГ РЕЛИГИЙ, КУЛЬТУР, ЦИВИЛИЗАЦИЙ –
ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНЫЙ ПУТЬ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Будем надеяться, что настоящее время можно определить как постпандемический период. Очевидно, что влияние пандемии коронавируса было всеобъемлющим и изменило жизнь людей, и, в целом, мира. Время пандемии Covid-19 принесло много трудностей в жизнь верующих, так как храмы, мечети и молитвенные дома оказались закрытыми. Люди не могли собраться для общей проповеди, молитв. Это была действительно тяжелая ситуация для верующих, которая вызывала много вопросов и даже возражений. С начала пандемии религиозные организации в Казахстане поддержали государство и активно участвовали в разъяснительной работе среди населения о необходимости таких ограничений. Казахстанское государство инициировало республиканскую акцию «Біз біргеміз» Это была благотворительная акция по доставке продуктовых наборов малообеспеченным семьям, оказавшимся особенно уязвимыми в ситуации пандемии. Кроме того, религиозные общины проводили собственные благотворительные акции, также направленные на помощь нуждающимся семьям, детям-сиротам, домам престарелых.

Однако людям не хватало не только материальных благ, но и духовной поддержки. В попытке понять ситуацию с пандемией коронавируса люди обращались к религии. Соответственно, в этот период возрос интерес к религиозным знаниям и практикам, религиозному просвещению, что способствовало переводу деятельности религиозных общин в онлайн формат, что в свою очередь стимулировало процесс медиатизации религии в Казахстане. Стоит признать, что онлайн-формат в религиозной сфере выявил определенные ограничения, связанные со спецификой религиозного образования и практик, транслирующих не только знания, но и нравственные ценности. Кроме того, люди по-прежнему нуждаются в теплоте, личном общении и межличностном взаимодействии, что не может быть компенсировано дистанционными формами общения. По причине пандемии коронавируса VII Съезд лидеров мировых и традиционных религий, традиция проведения которого восходит к 2003 году, был перенесен на сентябрь 2022 года. Съезд является важной диалоговой площадкой, собирающей представителей разных религий для обсуждения актуальных вызовов, с которыми сталкивается человечество. VII Съезд будет проходить в непростой для мира период роста конфликтогенности, напряженности, противостояния. Поэтому, в этой ситуации особенно важно продвигать дискурс мирного сосуществования и конструктивного диалога вместо языка враждебности и непонимания. Казахстан как страна с полиэтническим и поликонфессиональным обществом с самого начала своего обретения Независимости стремится сохранить и обеспечить межэтническое и межконфессиональное мирное сосуществование и диалог как основу стабильного развития. Именно, поэтому казахстанские власти организуют различные мероприятия на местном и международном уровне, посвященные стимулированию диалога между странами, народами, простыми людьми разных религиозных взглядов, культурной принадлежности. Как только стабилизировалась и улучшилась ситуация с пандемией коронавирус началась подготовка к проведению VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Путь взаимного диалога является не простым, но это единственно возможный путь для всех. Диалог, который продвигает Съезд основан на уважении и признании ценности каждой религиозной традиции, что делает возможным создание диалогового пространства, где главными принципами являются открытость и взаимопонимание. Религия заключает в себе огромный духовно-нравственный потенциал, которого не хватает современному обществу массового потребления. Господство экономической сферы с её ориентацией на прагматический интерес и достижение максимальной прибыли вне каких-либо нравственно-этических критериев, породив духовное опустошение в душах людей, в итоге приводит кризису во всех сферах общества. Сегодня растёт понимание того, что общество должно быть не только благополучным в материальном плане, но и нравственно здоровым. Выход из духовного кризиса, в котором мы оказались невозможен без обращения к исконным духовным основаниям жизни человека и общества, а, следовательно, без обращения к религии, которая включает в себя безусловные нравственные нормы человеческой жизнедеятельности. Мировые и традиционные религии понимают свою ответственность перед каждым человеком и всем человечеством, что отражается в их социальных концепциях, где выражается готовность к продуктивному диалогу и взаимодействию со светским обществом и государством и обозначены конкретные сферы сотрудничества – это забота о духовно- нравственном состоянии общества, сфера образования, воспитания, науки, помощь в области здравоохранения, дела милосердия, социальная сфера. Основную задачу религии видят в одухотворении земного порядка, земных ценностей. Конечно, прежде всего, религия является сферой взаимосвязи человека и Бога. Однако свою миссию по спасению человеческой души религии осуществляют в конкретном человеческом обществе и, поэтому, социальное служение выступает составной частью данного процесса. Всё это убеждает в том, что религия обладает большим позитивным потенциалом, который должен быть реализован современным обществом.
Таким образом, реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость диалога в разных направлениях: диалог религий, диалог науки и религии, диалог в сфере государственно-конфессиональных отношений. На недавнем круглом столе, организованном посольством Казахстана в Нидерландах профессор Эрин Вилсон (Erin Wilson) поставила вопрос о необходимости «экстра межрелигиозного диалога», справедливо отметив большой потенциал диалога между религиями в социальной сфере: забота о здоровье людей, решение проблем бедности и социальной несправедливости. Диалог – это не просто обмен мнениями и позициями, это творческий процесс, в ходе которого происходит взаимодействие и взаимообогащение участвующих сторон. В ходе диалога каждая сторона получает возможность расширить горизонты своего видения, посмотреть на себя со стороны и измениться к лучшему. Путь диалога даёт шанс человечеству построить справедливое, мирное, гармоничное общество, в котором каждый, сохраняя свою национальную, цивилизационную идентичность, в то же время осознавал бы свою принадлежность к единой семье человечества. При этом, необходимо отдавать себе отчет, что диалог религий, для того чтобы оставаться жизнеспособным и вносить свой вклад в строительство общего дома, не может ограничиваться одноразовыми акциями, но предполагает постоянную, непрекращающуюся работу, кропотливый ежедневный труд. Для этого труда по поддержанию и развитию традиций диалога и был создан Центр Н. Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога, который эффективно работает над продвижением диалога религий, культур, цивилизаций. Цель предстоящего Съезда – привлечь внимание политиков, государственных органов, гражданского общества, простых людей к духовно-гуманистическим ценностям в религиях, чтобы найти пути для миротворческого процесса и дальнейшего успешного развития человечества. Все разделы программы Съезда очень важны, такие как духовные ценности религии, как мы уже упоминали ранее, вопросы образования как мощного инструмента формирования личности на пути толерантности и диалога, вклад религиозных лидеров в противодействие религиозно мотивированному экстремизму, вклад женщин в устойчивое развитие общества. В завершение хотелось бы рассказать еще об одной инициативе Президента Республики Казахстан К. Токаева. Это работа Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий советского времени, в том числе верующих, религиозных служителей всех религий, чья жизнь и деятельность была связана с Казахстаном. Известно, что многие религиозные деятели были обвинены, осуждены и отбывали наказание в Казахстане. Несмотря на репрессии в отношении духовенства, активных верующих людей, они следовали своей вере и совершали богослужения нелегально. Восстановление памяти об репрессированном духовенстве, о репрессированных верующих людях различных религий так же будет способствовать развитию межрелигиозного диалога на основе общей травматической памяти.
Ю.ШАПОВАЛ,
д.ф.н, профессор кафедры религиоведения ЕНУ им. Л.Н. Гумилева

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ КАЗАХСТАНСКОГО
ОБЩЕСТВА
Религия стала играть значительную роль в социальном развитии, а также в поддержании стабильности казахстанского общества. Это требовало от правительства установления адекватных отношений с религиозными объединениями. Как известно, значение религиозного фактора в политической жизни Казахстана до 1990-х годов было невелико. Роль религии в Казахстане возрастает с разрушением тоталитарной идеологии. Люди пытаются обновить традиционные ценности и моральные устои с помощью религии. Менялись роль и место религии в системе общественных отношений. Учитывая, что Казахстан является светским государством, конкретные задачи формирования казахстанской модели светскости и форм построения государственно-конфессиональных отношений сегодня встали во всей своей остроте. Современная религиозная ситуация в Республике Казахстан во многом определяется специфической структурой многонационального населения. За годы независимости Казахстан обеспечил мир и согласие представителям более 130 наций и народностей. Конфессиональный взгляд на Казахстан сложился на протяжении веков общей истории и жизни людей с разными языками, которые всегда отличались значительной степенью этнической и религиозной стабильности и самодостаточности. В годы суверенного развития Казахстана наблюдается значительный рост числа религиозных объединений, среди верующих есть последователи практически всех мировых религий: ислама, христианства, буддизма, а также иудаизма, индуизма, древних политеистических культов и новых религий. Закон Республики Казахстан “О свободе вероисповедания и религиозных объединениях” (1992) создал первую правовую среду для широкого спектра конфессий, действующих в стране. Свобода вероисповедания стала одной из основных свобод, гарантированных Конституцией страны. На практике это воплощается в межэтническом и межрелигиозном согласии между последователями традиционных и нетрадиционных религий в Казахстане. Религия – это реальная составляющая социальной и духовной жизни. Для идеологической консолидации общества важен диалог духовенства различных конфессий
Наиболее распространенной религией в Казахстане является ислам, в котором, согласно ряду социологических исследований, проведенных в 1995, 1997 и 2009, 2018 годах 70 процентов идентифицировали себя как представителей титульной нации – казахов и представителей более 80 процентов других азиатских этнических групп, проживающих в стране. В последние годы значительно увеличилось количество нетрадиционных для Казахстана религиозных объединений. К ним относятся многие нетрадиционные конфессии и новые образования, существующие сегодня в мировом сообществе. В целом религиозная ситуация в стране характеризуется как стабильная. В то же время было бы неверно предполагать, что религиозная ситуация в Казахстане абсолютно идеальна. Есть еще много проблем. Важной проблемой является ситуация, связанная с идентификацией верующих по их религиозному и этническому происхождению. Доминирующая этническая группа в Казахстане – казахи – мусульмане, вторая по численности этническая группа – русские – принадлежат к Русской православной Церкви. Декларируя безусловную свободу слова и вероисповедания, правительство последовательно стремится регулировать отношения с религиозными объединениями. В то же время преследуются цели предотвращения конфликтов в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Правительство стремится сделать общественную жизнь обогащенной подлинными человеческими ценностями, истинной верой, формированием духовных идеалов молодежи. Прошедшие годы для Казахстана стали периодом переоценки целого комплекса идеологических ориентаций и ценностей. Это начало осознания того, что формирование гражданской позиции, забота о сохранении межнационального согласия, утверждение демократических идей и норм политической жизни органично связаны с развитием национальной культуры и духовности казахстанского общества. Как отметил Н.Назарбаев: «Казахстан — это многонациональное государство. В культурном плане это означает некоторые довольно жесткие условия для демократического государства». Недооценка культуры не только приводит к значительному истощению цивилизации в целом, но и приводит к возникновению конфликтов, чреватых гражданскими войнами. В Казахстане проводится сбалансированная языковая политика, которая показывает, что даже этнические меньшинства, такие как ассирийцы, иранцы, ногайцы, имеют все возможности для развития своего языка и культуры. Это создает правовую базу, гарантирующую свободу совести. Одним из механизмов сохранения межэтнического согласия в стране является Ассамблея народа Казахстана как общественный орган консолидации граждан всех национальностей. Религия (особенно мировые и традиционные религии) является мощным фактором развития духовных и нравственных начал человека. Истинная цель религии – сохранить и приумножить в человеке все человеческое, помочь человеку сохранить свое «лицо». Задача современного мира – активно использовать общечеловеческие ценности гуманизма и терпимости, межконфессионального согласия и диалога, которые веками вырабатывали принципы и парадигмы мировых и традиционных религий для поддержания мира в современном мире человеческой цивилизации. Для усиления роли религии как интегрирующего, духовно и нравственно формирующего фактора следует повысить образовательный статус населения, имеется в виду не только повышение религиозной грамотности населения, но и повышение политической грамотности, формирование определенной политической культуры, политического сознания и самосознания — осведомленность населения. Эта необходимость связана прежде всего с тем, что одна из серьезных угроз современной цивилизации – религиозный экстремизм – является не только прямым результатом отсутствия религиозных знаний, но и слияния религии и политики. Слияние религии и политики довольно опасная вещь, так как религиозные и политические лидеры апеллируют к религиозным чувствам, религиозным нормам и догмам для достижения своих целей и амбиций. Сегодня наблюдается сильное взаимодействие религии и политики. С одной стороны, происходит политизация религиозных процессов, с другой стороны, использование религии и религиозных факторов в разрешении политической ситуации. Конфессиональная идентичность играет особую роль в укреплении межрелигиозного мира и согласия, а также религиозной терпимости. В связи с этим требуется определенная работа со стороны мировых и традиционных религий, направленная на искоренение таких видов негативных религиозных самоидентификаций, как эгоизм, изоляционизм, фанатизм и повсеместное укоренение позитивной религиозной идентичности. Условием позитивной религиозной идентичности, с одной стороны, является независимое и стабильное существование конфессиональных групп, с другой стороны, мирное взаимодействие в многоконфессиональном мире. Создание позитивной религиозной идентичности предполагает, с одной стороны, развитие уважения к своим конфессиям, гордости за свою историю, обычаи и традиции, с другой – осознание многообразия многоконфессионального мира, отказ от противопоставления “свой – чужой”, принятие “другого” независимо от их религиозной принадлежности, понимание инаковости и единства. Таким образом, мы можем сказать, что религия может быть мощным интегрирующим фактором, если мы не будем искать различия в наших религиях, а общие черты и принципы, точки соприкосновения и общие ценности, объединяющий принцип. И только в этом случае религиозное согласие и диалог могут играть позитивную роль в обществе, служить основой национальной безопасности государства и выступать условием выживания в современном глобальном мире.

Руслан КАЙЫРГЕЛДИ
www.kazislam.kz

Leave A Reply

Your email address will not be published.