Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, которое несет в себе образовательную технологию двойного назначения. Мы, учителя НВП, доступными технологиями стараемся вооружить юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру, предпринимателю, учителю.
Сегодняшние реалии таковы, что, к сожалению, у нас немало неполных семей. Отсутствие мужского начала сказывается на воспитании будущего мужчины. Настоящий отец даст сыну не только бытовые навыки, но и приобщит к здоровому образу жизни. Нам, учителям НВП, необходимо заниматься воспитательным процессом не только на уроках, но и в свободное от занятий время. «Ерлік білекте емес, жүректе — Мужество не в силе рук, а в храбрости сердца». Так гласит казахская пословица.
Разве не укрепляют силу воли, не вырабатывают у молодых людей терпение, выносливость походы, состязания, военизированные игры, встречи с пограничниками, занятия в секциях, экскурсии, конкурсы? Они помогают нам отвлечь подростков от «ничегоделания», приобщить к интересным, увлекательным, содержательным мероприятиям. Так формируется дух коллективизма, здорового соперничества, они учатся работать в группе, воспитывают в себе волю к победе.
В колледже «Береке», где я уже 7 лет преподаю начальную военную подготовку и физкультуру, большое внимание оказывается волонтерской деятельности и это не одноразовая кампания, работа ведется на постоянной основе. Сострадание, милосердие, стремление помочь и поддержать более слабого, нуждающегося в твоей заботе, воспитывают в наших студентах прекрасные качества. Открыть душу добру должен научиться каждый. Это и есть, по моему мнению, суть патриотического воспитания. В ее основе лежит по большому счету любовь к своей Родине, своему народу.
В развитие этой концепции большую роль выполняют и военно-спортивные игры, встречи с ветеранами войны, воинами-интернационалистами, которые мы проводим не только в праздничные и знаменательные даты. Традиционно в колледже организуем конкурсы, эстафеты, челенджы. Так, на минувшем празднике День защитников Отечества мы в районном масштабе провели конкурс «Жігіт сұлтаны», игру -эстафету «Жас ұлан», в которых были задействованы не только члены группы «Патриот». Прежде всего, такие формы работы в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Опыт показал популярность и важность военно-патриотического и физического воспитания обучающихся именно в игровом формате. Тем более, что уроки по НВП не охватывают, в отличие от других предметов, весь контингент учащихся. Кроме того, учебная программа предполагает не только военную подготовку, но и психологическую. Уроки носят как обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер. Такая форма работы полностью оправдывает себя. Со дня основания колледжа не было ни одного случая, чтобы наши призывники отказались служить в армии. Наоборот, много, скажем, добровольцев (особенно из групп «Правоведение» и «Техническое обслуживание ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта») уходят служить со второго курса обучения в колледже. С каким шиком они, демобилизовавшись, приходят к нам в военной форме, с увлечением рассказывают о том, каким военным и гражданским специальностям успели обучиться за год службы. Наша гордость – обучение в Таразе двух наших студентов – Буахунова Адрасыла и Ниязалиева Асыла в военно-технической школе. По просьбе родителей и самих студентов нам удалось направить их в ВТШ г.Тараз.
В «Береке» учатся ребята из разных сел района, и не только кордайцы. Чем занять досуг студентов? Одной из форм внеурочной работы является участие ребят в деятельности турецкого этно-культурного центра «АХЫСКА», в котором я руковожу отделом по спорту. Кроме подготовки к выступлениям на торжествах районного и областного масштаба, они занимаются оформлением выставки творческого и прикладного искусства этого народа. Остаюсь при мнении, что воспитание гражданина–патриота — стратегическая цель, была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно–нравственного единства общества. Воспитать человека, любящего свою землю, свой народ, быть готовым к защите Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”
Дилшадбек ХУРУШАНОВ,
Отличник Пограничных войск КНБ РК 2 степени, преподаватель 2 категории ГТК «БЕРЕКЕ»,
председатель отдела спорта филиала ОО турецкого этнокультурного центра «Ахыска»
Жамбылской области,
Кордайского района.