КАК ПРИВЛЕЧЬ УДАЧУ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ПО ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ

0

Соцсети пестрят видео и фото с описанием всевозможных техник, выполняя которые можно привлечь удачу, развить самые разные стороны своей личности, разбудить даже спящие таланты, стать здоровее, красивее, счастливее… По крайней мере, так обещают. Многие из этих «инструментов» казахи активно практиковали в прошлом. В этом — исконная народная мудрость.

Многие из нынешних «техник», «инструментов» казахи знали давно, активно практиковали, причем они гармонично встраивались в жизненный график, не требуя ни дополнительного времени, ни трат.

 

Равновесие

«Төрт құбылаң тең болсын!» — это пожелание мы слышим часто, и оно одно из лучших. Но какой конкретный в нем смысл? Мини-опрос в соцсети показал: в целом многие понимают, что, произнося эти слова, желают всего-всего и самого-самого. А вот подробности знают не все. Попробуем разобрать детально.

Құбыла, по словарю, это направление в сторону Киблы в Мекке, ориентир, как правило, на юго-запад. То есть это святыня исламского мира. Кибла одна, тогда почему казахи желают, «Чтобы все четыре Киблы были равны»?

Дело в том, что для казахов «құбыла» — понятие, конечно, сакральное, а также неоднозначное. То есть это не просто сторона света, где расположена святыня мусульман, а в целом категория священная, к которой относятся с почтением. Пословицу «Бет қарап түзейтін құбыламсыз» используют применительно к человеку, который, как правило, старше по возрасту, служит примером, и «с него делают жизнь» последующие поколения.

«Төрт құбыласы тең» — человек, у которого все в порядке, честь по чести, говорит словарь. Так что же включают в себя эти четыре стороны?

Во-первых, конечно, здоровье — денсаулық. Разве бывает жизнь в радость тому, кого сразил недуг? Конечно, нет, и поэтому пословиц о важности здоровья немало. «Бірінші байлық — денсаулық» — «Здоровье — первое богатство», «Ауру күліп кіріп, мысқалдап шығады» — «Болезнь заходит смеясь, а выходит с мучениями».

Во-вторых, это семья — отбасы и дети. Для казаха дети и семья были большой ценностью, настоящее счастье возможно только тогда, когда у тебя есть пара, считали наши предки. И, на мой взгляд, были правы.

Ярко представлена семейная тема в фольклоре. «Бас екеу болмай, мал екеу болмайды» — «Пока ты один, ряды твоих отар не будут пополняться», «Жалғыз ағаш үй болмас, жалғыз жігіт би болмас» — «Одинокое дерево не станет домом, одинокому джигиту не стать бием». «Бала көңілдің гүлі, көздің нұры» — «Ребенок — цветок души и свет очей», «Балалы үй базар, баласыз үй мазар» — «Дом, где есть дети, подобен базару, а дом без детей словно мазар (гробница)».

Третья сторона четырех столпов полной жизни — имущество, богатство, материальный достаток, или, как говорят казахи, «мал-мүлік». Тучные стада были залогом сытой жизни, эквивалентом современных денег, без которых жить грустно и тяжело, как ни крути.

И четвертая — это репутация, честное имя, то есть жақсы ат, абырой. Репутация служила социальным капиталом в Степи. И хотя ее нельзя было потрогать руками и увидеть глазами, она, словно тень, следовала неотступно за человеком, грея его, помогая ему или, наоборот, бросая тень на его путь.

Итак, четыре составляющие конструкции под названием «успешная жизнь» обозначены. Обратите внимание на вторую часть фразы «тең болсын» — «пусть будут равными». Это логично: при перекосе одной из сторон говорить о том, что жизнь хороша, не приходится. Например, человек здоров, богат, имеет семью и детей, но его имя синоним нечестности, он слывет вороватым, способным на подлость. Разве можно назвать его жизнь полной, а счастье настоящим? Вряд ли.

«Төрт құбылаң тең болсын» — не просто пожелание, а некий код, программирующий человека на сохранение баланса. К слову, о важности сохранения баланса, гармоничности отношений, экологичности поступков и вообще соблюдении закона равнозначности во всем сегодня не говорит и не учит только ленивый. А казахи уместили эти все понятия в четыре слова — «Төрт құбылаң тең болсын».

 

Цифры и люди

В казахской степи не было нумерологов, коих нынче не счесть. За определенную плату они вам высчитают финансовый код, код любви, богатства и чего угодно, подскажут, когда лучше стричься, переезжать, жениться. Верить или нет им, решает каждый сам. Кто-то соизмеряет это направление с религией, а ислам не приветствует нумерологию, о чем была издана отдельная фетва Духовного управления мусульман Казахстана. Другой не делает ни шага без тщательного вычисления самой удачной даты и живет только в соответствии с магией чисел.

Однако отсутствие нумерологии вовсе не означает, что казахи не придавали значения цифрам и их роли в жизни человека. Начнем с того, что шежіре — генеалогическое древо, которое наизусть должен был знать каждый мужчина с детского возраста, это в первую очередь семь предков — жеті ата.

«Он екі мүшең сау болсын» — «Пусть будут здоровы все органы», он екі мүше — это 12 трубчатых конечностей человека. Из 12 лет состоит и мүшел жас — цикл жизни человека, определяющий основные фазы его роста, взросления. Можно сказать, что это своеобразный переходный возраст от одного жизненного периода к другому.

Төрт түлік мал — так называют казахи четыре вида домашних животных, к которым относятся лошадь, корова, верблюд и овца. Это основные, самые важные представители домашней живности, которые испокон веков были главным имуществом казахов. Ведь богатство, как мы знаем, измерялось тогда отарами, поголовьем, количеством детей и, конечно, репутацией человека.

К некоторым цифрам отношение было особенным, их считали сакральными. Например, три, пять, семь и девять. Үш жұрт — у джигита есть три важных для него рода, считалось у казахов, и по сей день это актуально. Өз жұрты — свой род, нағашы жұрты — род матери и қайын жұрт — род жены.

«Ер кезегі үшке дейін» — «У мужчины три шанса». Есть и такое выражение, как «үш арсыз» — «три вещи, которые неподвластны совести»: это сон, еда и смех, они базируются на основных инстинктах. Потребность в еде и отдыхе есть всегда, даже в самых тяжелых ситуациях человек ест и спит, хотя бы в малых дозах, иначе он погибнет. А смех бывает и сквозь слезы.

Үш ақиқат: қымбат — шындық, арзан — өтірік, дауасыз — кәрілік. Три истины: правда, доставшаяся дорогой ценой, дешевая ложь, неотвратимая старость.

Цифра пять — бес қару — виды оружия, которыми мужчины защищали свой народ в боях с врагом, бес парыз — пришедшие вместе с исламом в степь «пять обязательств» мусульманина.

Жеті ата — семь предков (по вертикали), жеті қазына — семь сокровищ, жеті қат көк, жеті қат жер — семь слоев земли и неба, жеті қарақшы — семь разбойников.

С цифрой девять связаны очень значимые события. «Тоғыз ай тоғыз күн көтерген» — «Носить девять месяцев и девять дней». Во время сватовства и других важных мероприятий дарят девять вещей, которые называют «тоғыз». Большую дорогу, или, как сказали бы сейчас, автобан республиканского значения, называют «тоғыз жолдың торабы» — «перекресток девяти дорог».

Смотри в оба!

Насмотренность — еще один новый модный термин. К примеру, насмотренность формирует вкус, говорят коучи и тренеры, призывая тех, кто хочет одеваться по последнему слову моды, следить за новинками одежды. Насмотренность помогает избежать ошибок, вторят им те, кто учит людей правильно видеть и понимать произведения искусства, картины, кино, спектакли.

По аналогии с начитанностью, когда человек, прочитавший множество разных книг, с легкостью может отделить бульварное чтиво от классической литературы, насмотренность действительно помогает быть в тренде, отсеивая ненужное и лишнее, безвкусицу.

Есть в казахском языке очень емкое, меткое выражение «түк көрмеген», которое буквально переводится как «ничего не видевший». Но смысл его гораздо глубже и перекликается с таким понятием, как сытое сознание. Корни его, как и сознания вообще, заложены в генах, а также, конечно, формируются под воздействием внешней среды и воспитания. И оно, это сытое сознание, или есть, или его нет и уже не будет.

Отсутствие сытого сознания выражается чаще всего в алчности — безграничной, принимающей уродливые формы. И если ее не обуздать, как и любой порок, она приведет к нежелательным последствиям. Кроме того, «түк көрмеген» говорят про тех, кто даже при малейшем финансовом или социальном росте начинает проявлять снобизм, ощущает себя хозяином жизни, смотрит на всех свысока, растворяясь в гордыне.

Но почему же говорят «түк көрмеген», а не, например, «түк жемеген» — «ничего не евший»? Потому что помимо насыщения физического важно насыщение ментальное, психологическое — «көз тою», буквально «наесться глазами». А это и есть насмотренность. То есть когда посредством глаз сознание наполняется, насыщается и уже переходит в режим «сытость».

«Көп сүргеннен емес, көпті көргеннен сұра» — «Спрашивай не у того, кто долго прожил, а у того, кто много видел». Человека невоспитанного, хамоватого, позволяющего себе выражаться нецензурно, да и просто поступающего не по совести, часто называют «көргенсіз» — «тот, кто не видел хорошего воспитания».

Согласно современным исследованиям, 80 процентов всей информации человек получает через глаза. Но как об этом знали наши предки, когда не было исследований, не было ученых? А все просто: они умели видеть сердцем, чувствовать душой, обладали мудростью и понимали законы мироздания.

Зарина МОСКАУ,

«Казахстанская правда»

Leave A Reply

Your email address will not be published.