НЕ ПРОФЕССИЯ, А ОБРАЗ ЖИЗНИ

0

Средняя школа №17 имени Маншук Маметовой – ровесница Независимости Казахстана. Типовое здание на 700 человек было построено в 1991 году. 31 год – это живая история в делах, традициях, лицах. Сколько выпусков, сколько учеников вышли из ее стен…

Об образовательных реформах, о современном восприятии и понимании школы мы решили поговорить с человеком, который ежедневно находится в этой системе – директором образовательного учреждения Емилем Ногаевичем Джайкбаевым.
Емил Джайкбаев учитель, что называется, по велению души. Со школьной скамьи мечтал стать педагогом. И в направлении тоже не было сомнений — только учитель казахского языка и литературы. Несмотря на то, что педагогический стаж оставляет уже 22 года, до сих пор вспоминает свой первый урок с трепетом. По его словам, незабываемые чувства, когда впервые входишь в класс и десятки глаз с интересом смотрят на тебя. Оплошать нельзя, покажешь слабинку, неуверенность – считай пропало. Педагогическую деятельность Емил Джайкбаев начал в селе Масанчи в СШ №13. На протяжение нескольких лет был заместителем директора по воспитательной работе. В 2021 году получил назначение в Сортобинскую среднюю школу №17. Коллеги говорят, что Джайкбаев — новатор, вводит в школе новшества, превращая уроки по изучение государственного языка в целые театрализованные представления.
— Емил Ногаевич, Вы относительно недавно возглавили этот коллектив. Что можете сказать о школе нового поколения?
— У нас работает коллектив единомышленников, стабильный, работоспособный, высококвалифицированный. Каждый учебный год отмечен тем или иным интересным событием.
— Я знаю, что вы радеете за интенсивное изучение школьниками, педагогами государственного языка. Какие перемены уже произошли и что школу ждет в дальнейшем?
— Самая главная наша задача — повышение качества образования. В данное время увеличили число классов с казахским языком обучения до 15 — теперь и школьники среднего звена обучаются в таких классах. И далее планируем продолжить работу в этом направлении. Постепенно придем к тому, что школа полностью будет казахоязычная. На базе школы, помимо основных часов, учителя-казаховеды раз в неделю преподают государственный язык коллегам. Кроме того, на постоянной основе проводятся фестивали, семинары, основная тематика которых – обучение языку.
Наша школа славится своими спортсменами – теннисистами и волейболистами. И ученики, и учителя занимают призовые места по этим видам спорта не только в районе, но и на республиканском уровне. В планах на следующий год – усилить школу в спортивном направлении. При поддержке наших выпускников, неравнодушных земляков планируем увеличить количество спортивного инвентаря, на базе нашего учреждения проводить спортивные мероприятия.
— Поговорим о патриотическом воспитании детей. Что вы предпринимаете в этом направлении?
— Несомненно, любовь к Родине начинается со знания и почитания своих государственных символов. Ежедневно перед первым уроком дети исполняют Гимн Республики Казахстан.
Патриотическое воспитание является важнейшей составляющей современного образования. В данное время строим нашу жизнедеятельность в школе на основе преемственности поколений, уникальности культурно-этнической среды. Сотрудничаем с музеем, библиотекой; целенаправленно проводим воспитательную работу. Пройдите по школе и увидите, чем она живет: поделки, рисунки на патриотическую, краеведческую темы… Научить ребенка любить, беречь родину, все, что нас окружает — наша задача. И чтобы мы гордились родиной, нужно ее беречь, защищать.
— На Ваш взгляд, отличаются ли сегодняшние школьники от вчерашних?
— Современные школьники, конечно, отличаются от сверстников предыдущих лет. Это дети — активные, уверенные, многосторонне развитые, креативно мыслящие. Сегодня мир меняется стремительно, и мы, взрослые, не всегда успеваем следовать тенденциям. Молодежь же — другое дело. Отличает ее особая способность восприятия огромного потока информации. На уроке уже недостаточно тематического материала и устных ответов-вопросов. Они стремятся больше анализировать, учатся делать выводы, отстаивать свою точку зрения, апеллируя при этом полученной из разных источников информацией, много спорят, любят работать в группе. Только тогда урок будет интересен и, главное, эффективен. На уроках педагоги стараются использовать современные образовательные технологии, новейшее оборудование, программы. Важно опираться на навыки работы детей. Сегодня учитель на уроке становится не просто источником знаний, а проводником, направляющим детей на сбор и работу с информацией индивидуально или в группе.
— Современный учитель. Какой он сейчас?
— Во многом все зависит от человеческих качеств. Учитель — это даже не профессия. Это образ жизни. Понятно, что без прогресса мы никуда не уйдем, но главное — это внутренняя наполненность, содержание.
Инициативность педагога — необходимый источник для профессионального роста самого педагога. Учитель должен всегда находиться в поисках различных методов и приемов, владеть информационными и новыми педагогическими технологиями, не преподносить готовые задания-штампы, а организовать образовательный процесс так, чтобы ученик раскрылся как личность.
— Отметите лучших?
— Повторюсь, в школе работает команда единомышленников. Это грамотные специалисты, мобильно реагирующие на нововведения и изменения. Все возникающие вопросы решаются в режиме диалога. Мы гордимся успехами наших педагогов. Трудно выделить какого-либо учителя, но в нашем коллективе есть педагоги со стажем, пользующиеся непреклонным авторитетом среди учащихся и коллег – Гащим Парса, Ахмед Цимер, Зина Искакова, Хадижа Корпебаева, Айгуль Абданбаева, Нэби Кимуров, Ибрагим Щерба… Список можно и дальше продолжать. Кроме того, из 93 педагогов 15 учителей — выпускники школы. Выпускница прошлого года обладатель «Алтын белгі», поступила в ВУЗ на учителя химии. Сказала, что вернется в родные школьные стены, но уже учителем. Может быть, это тоже показатель работы нашего учреждения?
— Какой бы вы хотели видеть школу в будущем?
— Пусть процветает, совершенствуется, развивается, благоустраивается, усовершенствуется. И, как принято, остается центром культурной и интеллектуальной жизни села.
— Спасибо за интервью.
Ляйлим ДОСЕМБЕКОВА

Leave A Reply

Your email address will not be published.