Город Туркестан известен в исторических источниках с XII века под названием Ясы – как столица округа Шавгар, а позднее с XVI века – под современным названием. Этот город находился на торговом пути, соединявшим сырдарьинские города с земледельческими оазисами Средней Азии и Хорезмом.
Исторический город Туркестан в Казахстане превратился в духовный и культурный центр тюркского мира. Он построен около две тысячелетия назад, был столицей Казахского ханства. Особую известность город приобрел в ХII веке как место проповеднической деятельности суфийского святого Ходжи Ахмеда Ясави. Туркестан — родной город знаменитого мыслителя Ходжа Ахмета Ясави. После его смерти здесь образовался религиозно-культовый центр, ставший местом притяжения многих ученых мусульманского мира.
Нужно сказать, что Туркестан многие годы служил развитию и распространению Ислама и его культуры на территории Центральной Азии и Казахстана. Этот древний город находится на маршруте Великого Шелкового Пути, которая соединяет Европу и Азию. Туркестан является одним из исторических, культурных центров и древних городов Центральной Азии и Казахстана. Это место окружено бесценной архитектурой прошлого и является популярным направлением среди любителей исторических и религиозных мест, а также туризма.
Туркестан вновь возродился с объявлением в 1991 году независимости Республики Казахстана, а в июне 2018 года получил статус центрального города Туркестанской области. На неофициальном саммите глав государств стран-членов Тюркского Совета присвоили Туркестану статус «Духовной столицы тюркского мира». Туркестан имеет важные элементы, объединяющие тюркский мир и его народы. В мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави были погребены около 30 казахских ханов и более 50 беков и героев.
Именно в этом регионе, в частности, в Туркестане по инициативе Председателя Духовного управления мусульман Казахстана, Верховного муфтия Наурызбайкажы Таганулы пройдет первое заседание «Коллегии муфтиев» тюркских государств и международная научно-практическая конференция на тему: «Вклад тюркских народов в развитие исламской цивилизации».
Председатель Духовного управления мусульман Казахстана, Верховного муфтия Наурызбайкажы Таганулы говорит: «что это встреча и заседание дает большие возможности сохранения религиозных устоев, своей культуры, обычаев и традиции, а также предотвращение негативной пропаганды деструктивных религиозных направлении и течений».
Мы знаем, что за последнее время учеными мусульманского мира было написано не мало диссертации и известных книг, были проведены не мало встреч на тему развития и вклад известных богословов и ученых ислама тюркского мира в развитие исламской культуры и цивилизации. Когда мы говорим об исламе этого региона, мы сразу понимаем, что идет речь о сохранении положении Ханафитского мазхаба (школы) и его традиции, и вмести с этим об учении основ вероубеждения через призму понимания ученого Абу Мансур ал-Матуруди. Именно ученые Ханафитског омазхаба (школы) четко используя подход дедукции, смогли кодифицировать и систематизировать большой хадисный материал (по источнику, по иснаду, по степени достоверности), что создало широкие возможности для развития мусульманского права и традиции местного населения.
Традиционный для казахов ханафитский мазхаб является прекрасной идеологической платформой для формирования культа новых знаний в стране, стремления к совершенствованию и продвижению Республики Казахстан в сообщество развитых государств. В этой связи развитие ханафитского мазхаба, в качестве одного из главных духовных столпов казахского общества, отвечает стратегическим интересам Республики Казахстан.
Таким образом, можно говорить о том, что учеными богословами ханафитского мазхаба были заложены традиции критического, недогматического восприятия религиозного наследия. В результате тюркские народы, придерживающиеся этого мазхаба, смогли внести весомый вклад в сокровищницу мировой культуры и науки. Свободомыслие, культивируемое ханафитской школой, привело к тому, что именно на его почве появились гиганты мировой мысли Аль-Фараби, Авиценна, Ходжа Ахмета Ясави и другие мусульманские мыслители.
Пусть Всевышний Аллах дарует благо всему тюркскому народу и укрепит единство, согласие и взаимопонимание!
Нурлан КАЙРБЕКОВ,
Заведующий отдела религиозной экспертизы ДУМК
Prev Post
Next Post